Письмо в редакцию
Сэр!
Было довольно странно читать статью Джорджа Сороса (George Soros) "IPO "Роснефти" - быть или не быть?" от 26 апреля с.г. Кажется, г-н Сорос до сих пор сильно расстроен потерями, которые понес его хеджевый фонд из-за обвала российского финансового рынка в 1998 году, и этот факт, кажется, делает его не совсем объективным комментатором российских событий.
Будучи опытным финансистом, г-н Сорос должен понимать, что в настоящее время слишком много людей во всем мире, включая, возможно, большое количество читателей "The Financial Times", имеют значительный финансовый интерес в успешном выходе первоначального открытого предложения акций "Роснефти". Каким бы несовершенным оно ни казалось некоторым людям, оно просто-напросто должно быть осуществлено.
Что касается содержания его статьи, я хотел бы сказать следующее. Был ли захват "Роснефтью" Юганского нефтяного месторождения полностью прозрачным и законным? Ответ отрицательный. Был ли он менее законным, чем изначальная покупка ЮКОСа несчастным Михаилом Ходорковским? Можно с уверенностью сказать, что ответ снова будет "нет".
Будет для кого-то лучше, если "Роснефть" останется полностью государственной компанией? Не будет ли более выгодно передать значительную часть "Роснефти" в частные руки, в том числе англичанам? В среднесрочной перспективе IPO "Роснефти" будет способствовать повышению прозрачности компании и улучшению ее корпоративного управления.
В общем, кажется, пришла пора остыть и отойти от "громогласной" дипломатии последних нескольких месяцев, применявшейся при решении энергетических вопросов, так как она не приносит пользу ни Европе, ни России. Простая правда заключается в том, что между ними в энергетической сфере существует очень сильная взаимозависимость. Европе нужны энергоресурсы, а России нужны рынки для их продажи. Недавние публичные проявления недовольства, продемонстрированные обеими сторонами, могут нанести вред очень важным отношениям. Мышление в духе "холодной войны", при котором выигрыш одной стороны воспринимается как проигрыш другой, никуда нас не приведет.
Так же возникает ощущение, что содержание спора выходит далеко за пределы обсуждения вопросов энергоресурсов. Спор ведется о глобальных отношениях между Европой и Россией и о месте России в Европе. 2007 год будет последним годом действия Договора о партнерстве и сотрудничестве, заключенного между Россией и Европой в 1997 году. Это дает хорошую возможность произвести переоценку взаимоотношений и найти способы увеличения взаимного доверия и дальнейшего углубления отношений. Позор обеим сторонам, если эта возможность не будет использована.
Евгений Жуков, Манила, Филиппины