Встреча канцлера Меркель (Merkel) с президентом Путиным в далеком сибирском Томске, так я надеюсь, способствовала пониманию одного факта, которому грозила опасность утонуть в бесплодных дискуссиях. Он очень прост: Россия и Германия - а Германия одновременно и как страна ЕС с наиболее развитой экономикой - должны строить свои отношения в интересах самого тесного стратегического партнерства.
Это никогда не означало и не означает, что нужно объявлять интересы партнера священными. Но это значит, что следует четко представлять взаимные интересы, что их единое восприятие будет также иметь большое политическое значение внутри и за рубежом страны.
Это, в свою очередь, требует от обеих сторон готовности к серьезному сотрудничеству и отказа от популистского обмана, вылившегося на этот раз в предостережение по поводу новой "холодной войны". Мы знаем, что кризисы можно накликать, если постоянно о них говорить!
В проигрыше оказались все, когда в Берлине и в Брюсселе начали создавать впечатление, будто Россия ненадежный партнер в вопросах энергоснабжения. Немецкий опыт свидетельствует об обратном: энергетическое партнерство на протяжении более четырех десятилетий, в том числе в годы преобразования бывшего Советского Союза в Россию Путина, не знало серьезных упреков. Фактом является также то, что наше энергоснабжение еще на очень долгий период времени немыслимо без газа и нефти из России. Важно понять, что и для России партнерство с нами имеет крайне большое значение.
Приведу лишь несколько фактов: в России находятся 34 процента мировых запасов природного газа, - таким образом, по этому показателю она занимает первое место в мировой лиге чемпионов; более 18 процентов мировых запасов каменного угля - второе место в чемпионской лиге; и более 6 процентов мировых запасов нефти. В настоящее время мы, в Европейском Союзе, покрываем примерно 30 процентов своих потребностей в нефти и 50 процентов в газе за счет России. Тенденция нарастающая.
Но не менее захватывающей является и оборотная сторона: Россия не в состоянии поднять свои сокровища на поверхность без значительных иностранных инвестиций. Потребности России в инвестициях в энергетическом секторе до 2020 года оцениваются в размере от 500 до 600 миллиардов долларов США, только в газовой отрасли - от 160 до 170 миллиардов.
Из этого я делаю вывод, что ни мы, ни ЕС не можем отказаться от надежного партнерства с важнейшей энергетической страной мира на востоке нашего континента. А Россия, с другой стороны, вряд ли сможет обойтись без своего важного потребителя на Западе. Что заставляет нас вынуждать крупнейшего поставщика Европы искать других потребителей?
Вместо этого мы должны сделать все, чтобы сотрудничество было максимально тесным, причем во всех секторах энергетики, начиная с добычи энергоносителей и производства энергии, их транспортировки и распределения и кончая мерами по сохранению климата благодаря эффективному использованию энергоносителей и воспроизводимых видов энергии. Свой вклад в это могут внести компании из Германии, ЕС и России, причем не только крупные, но и многие малые и средние предприятия.
Это, без всяких сомнений, в интересах нашей экономики, а также в интересах нашей страны и Европы.