Sunday, April 30, 2006; Page B07
Немецкие водители уже не обращают внимания на цены на бензин, которые постепенно перевалили за шестидолларовую отметку за галлон (1 галлон равен 3,79 литра - прим. перев.). А пока президент Буш отчаянно пытается показать разгневанным избирателям, как он борется с тем, чтобы цены на бензин не превысили трехдолларовую отметку за галлон, канцлер Ангела Меркель неторопливо обращает свои мысли к встречам в верхах и к своим будущим заявлениям.
Такой кажущийся контраст создает в воображении стереотип помешанных на машинах расточительных американцев, получающих сегодня заслуженное наказание, и бережливо относящихся к энергии европейцев, которые самодовольно продолжают крутить баранки своих автомобилей. Три десятилетия высоких налогов на бензин - а налоги эти на 60 с лишним процентов выше розничных цен на бензин в большей части Европы - очевидно, притупили остроту реакции европейцев на перебои в снабжении нефтью и заставили их воспринимать экономию топлива как жизненную необходимость.
Однако стоит пристальнее взглянуть на состоявшуюся на прошлой неделе в России встречу Меркель с Владимиром Путиным, а также на ее предстоящий на этой неделе визит в Вашингтон. Беспокойство Меркель по поводу энергии стоит в качестве главного вопроса в повестке всех переговоров. Эта проблема настолько безотлагательна и важна, что не уступает по своему накалу отчаянию американцев в связи с ростом нефтяных цен. Беспокойство проявляется по-разному - здесь главными "тревожными кнопками" являются природный газ и ядерная энергия - но прослеживается оно по всему континенту.
На повестке дня сегодня во всем многообразии форм доминируют проблемы энергоресурсов и их нехватки. Сейчас они обрели столь же опасный и драматичный характер, как и во время неоднократных энергетических кризисов 70-х годов. Сегодня ничто так не объединяет и не разделяет страны и народы, как один-единственный основополагающий вопрос о созданной человеком нехватке и неправильном использовании ископаемого топлива, ядерной и альтернативной энергии.
Данные проблемы требуют всеобщих и единых ответных действий со стороны потребителей, а не преобладающей сегодня разрозненной конкуренции между странами. Удивительно, но механизм такого сотрудничества уже существует. Отсутствует лишь политическая воля для его эффективного использования.
Итак, Буш борется, а Меркель грустно размышляет, готовясь к своему политическому заявлению перед немецким парламентом 11 мая с изложением программы действий. Мировые лидеры вновь осознают, что угроза энергоснабжению глубоко проникает в души людей - и не без оснований.
Дезорганизация и срывы поставок энергоресурсов вызывают у граждан мысли о том, что их руководители утратили контроль над ходом событий, а это наносит сокрушительный удар по уверенности и доверию к ним.
На прошлой неделе, находясь в Лондоне и Берлине, я обнаружил, что официальные руководители всецело поглощены своими заявлениями по поводу поставок природного газа из богатой и вновь обретшей уверенность в себе путинской России. Угрозы со стороны гигантского российского поставщика энергоресурсов "Газпрома" о введении против Европы дискриминационных мер в отношении будущих контрактов на поставку газа с переориентацией на рынки Китая и Соединенных Штатов вызвали в обеих столицах задумчивость и примиренческие жесты.
Коммерческое участие Германии в освоении сибирских газовых месторождений и прокладка трубопровода по дну Балтийского моря стали важнейшими вопросами, которые обсуждала Меркель с Путиным на прошлой неделе на встрече в западносибирском городе Томске. Путин заключил сделку о прокладке трубопровода с предшественником Меркель Герхардом Шредером. Однако Меркель внимательно и аккуратно подтвердила заключенное соглашение, а также постаралась изолировать его от обвинений в адрес Путина по проблеме прав человека и другим политическим вопросам. На этой встрече с российским президентом она заняла более примиренческую позицию, чем три месяца назад, во время их первых контактов, поскольку сегодня Путин считает себя гораздо более влиятельной фигурой мирового масштаба.
Путин укрепил свое влияние на Западе благодаря активной политической игре по обузданию Ирана, бросающего миру двойной энергетический вызов. Способность Ирана взорвать мировые нефтяные рынки стала тем щитом, которым он закрывается от давления мировой общественности, призывающей Тегеран отказаться от программы обогащения ядерного топлива. Россия может сыграть решающую роль в деле введения международных санкций, которые, как надеются Меркель и Буш, убедят Иран в необходимости отказаться от ядерного обогащения.
Вопреки - а может быть, и благодаря разговорам о войне, исходящим из Вашингтона, дипломатические усилия, нацеленные на то, чтобы убедить Россию и Китай поддержать резолюцию ООН с требованием к Ирану прекратить ядерное обогащение, в последние дни увенчались определенным успехом. Об этом заявляют как американские, так и европейские официальные лица. Во вторник в Париже пройдет встреча высокопоставленных представителей шести государств, на которой будет обсуждаться данная резолюция и вопросы проведения новой кампании по усилению давления на Иран на ее основе.
Как бы не решился вопрос с Ираном, сегодня с новой силой возник интерес к учреждению международного банка ядерного топлива, который помог бы закрыть лазейки в Договоре о нераспространении ядерного оружия, используемые Ираном в своих интересах. Самым лучшим кандидатом для осуществления контроля за деятельностью такого банка ядерного топлива является находящееся в Париже Международное энергетическое агентство (International Energy Agency).
Международное энергетическое агентство, созданное в 1974 году в противовес ОПЕК, после завершения энергетических кризисов зачахло, и сегодня штат его профессиональных сотрудников составляет всего около 150 человек. Однако это агентство обладает достаточным потенциалом, чтобы стать эффективным защитником и координатором интересов стран-импортеров нефти. Именно такую роль предусматривали для агентства американские руководители с самого начала его существования.
Западным лидерам нужно не только срочно успокоить свою общественность по поводу поставок энергоресурсов, но и начать осуществление долгосрочной программы снижения зависимости своих стран от беспорядков в иностранных государствах и от их шантажа. Буш и Меркель обязаны в первоочередном порядке обсудить вопросы возрождения и переориентации Международного энергетического агентства, которое должно заниматься гораздо более широким кругом вопросов, нежели только цены на газ.
___________________________________________________________
Несостоятельность власти двух лидеров ("The Washington Post", США)
Может ли Россия укротить этот прилив? ("The Washington Post", США)
Кремлевский шейх ("The Washington Post", США)