Вашингтон. "Холодная война", возможно, закончилась, но отношения между Соединенными Штатами Америки и Россией снова начинают понемногу замораживаться. Нигде это так не очевидно, как в их отношениях с Исламской Республикой Иран. В то время как США и их европейские союзники остаются приверженными тому, чтобы гарантировать, что Тегеран не приобретет способность производить ядерное оружие, Россия по-прежнему противится - вместе с Китаем - использованию против Ирана любых санкций или угроз применения силы. Это расстроило усилия по убеждению иранского правящего режима в том, что его несговорчивость повлечет за собой серьезные последствия. Однако нынешняя ситуация в Ираке - всего лишь один элемент всеобъемлющей российской стратегии, которая направлена на поддержку своей оборонной промышленности и подрыв геополитических соперников.
Российская экономика остается в большой мере зависимой от торговли оружием. Когда распался Советский Союз, в жизненно важных для России отраслях военно-промышленного комплекса разразился огромный кризис. Не только сократились внутренние закупки, но во многих случаях стал ненужным экспорт оружия дружественным режимам. Как результат, после огромного сокращения российской оборонной промышленности (в период 1991-1995 гг. без работы остались от 2,5 до 6,1 млн. человек) к 1996 году этот сектор использовал всего около 10% своего потенциала. Таким образом, для того чтобы сохранить военно-промышленный комплекс страны, Кремль взял себе роль поставщика оружия для всего мира. От Алжира и Венесуэлы до Сирии и Ирана Москва почти без всяких ограничений поставляет оружие режимам, которые могут помочь удержаться наплаву ее оборонной индустрии.
Получившая широкое освещение в средствах массовой информации (СМИ) продажа Ирану 29 зенитных ракетных комплексов (ЗРК) "Тор-М1" позволяет получить некоторое представление об огромном диапазоне современных систем оружия, которые передаются в руки самых опасных в мире злодейских режимов. Эти мобильные системы противовоздушной обороны (ПВО) способны уничтожать как самолеты (вертолеты), так и крылатые ракеты. Они были частью пакетной сделки на 1 млрд. долл. США, в которую, как сообщалось, вошли также реактивные истребители марки МиГ и сторожевые катера. Поставки планируется завершить к 2008 году, и эти закупки, несомненно, будут использованы в любом вооруженном конфликте с США.
Не менее тревожными являются сообщения о том, что Иран закупает в России дополнительные вооружения. По свидетельству индийской национальной ежедневной газеты "The Hindu", "российские источники сообщили, что идут переговоры о продаже Ирану систем ПВО большой дальности действия с условным обозначением С-300ПМУ1, радиолокационных станций и танков Т-90С". Это, однако, может оказаться той областью, где россияне решили использовать свой рычаг воздействия конструктивным образом. В сообщениях агентства "France Presse" говорится, что Москва использовала потенциальную продажу дальнобойных систем ПВО С-300 как способ убедить Тегеран приостановить обогащение урана. Это в основном оказалось неэффективным, поскольку представляется, что Иран полон решимости продолжать процесс обогащения урана.
Это, однако, ни в коей мере не свидетельствует в пользу того, что Россия окажет большую помощь в деле давления на иранский режим. После критики Соединенными Штатами продажи Россией Тегерану ЗРК "Тор-М1" заместитель главы Совета Безопасности Кремля Николай Спасский подчеркнул: "Нет таких обстоятельств, которые бы нам помешали выполнить свои обязательства по военно-техническому сотрудничеству с Ираном". Москва утверждает, что ее торговля оружием не только легитимна, но и несправедливо критикуется такими странами, как США, потому что эти страны хотят подорвать конкуренцию на глобальном рынке оружия. На пресс-конференции в Москве 28 марта российский министр обороны Сергей Иванов высказал свое недовольство, заявив следующее: ". . . Что касается наших отношений с любым заинтересованным государством, не только с Сирией или Ираном, мы действуем на основании международного права. Я часто слышу критику, что Россия продает оружие странам и режимам, которым продавать его не следует. Если следовать этой логике, мы не должны были бы продавать никакое оружие никому. США продают в 3 раза больше оружия, чем Россия, и, поверьте мне, они продают это оружие не только демократическим странам, которые чище белого снега, далеко нет. Некоторые из этих стран не имеют ничего общего с демократией".
Действительно, США поставляют оружие недемократическим режимам, однако никто из них не угрожает своим соседям и открыто не поддерживает терроризм. Правительства Саудовской Аравии, Египта, Пакистана и другие авторитарные правительства заключили с США контракты на поставки вооружений. Оборонные соглашения с Саудовской Аравией только лишь в 2004 году превысили 1,6 млрд. долл. Однако, хотя экономические соображения, безусловно, играют роль в продаже американского оружия, главенствующую роль играют стратегические расчеты. В России это не так.
Хотя продажа оружия является важным элементом российской экономики, свидетельствует ли это, что стратегические соображения не принимаются в расчет в решениях Москвы? Свидетельства на это не указывают. В феврале 2005 года Израиль разорвал соглашение с Грузией о продаже оружия после того, как Россия выразила озабоченность, что это оружие может попасть в руки террористов, направляющихся в Чечню. Аналогичные опасения ускользают от внимания Москвы, когда она ведет переговоры с государствами, которые не считаются недружественными. Вопреки сильным протестам США и Израиля, Россия согласилась продать Сирии системы ПВО малой дальности SA-18 (условное обозначение НАТО - прим. пер.).
Пресс-секретарь Министерства иностранных дел (МИД) России Михаил Камынин 27 апреля с.г. заметил, что расширение НАТО с включением в свой состав Украины и Грузии привело бы к "серьезному изменению военно-политического баланса, который повлияет на интересы России, что потребует расхода значительных финансовых средств, чтобы соответственным образом переориентировать военный потенциал и реорганизовать систему военно-промышленных связей". Далее пресс-секретарь МИД сказал: "Это могло бы повлиять на соглашения о контроле над вооружениями".
В ответ на воспринимаемую угрозу от сил НАТО, размещенных вблизи границ Белоруссии, Россия предоставила Минску усовершенствованные зенитные ракеты С-300ПС, способные уничтожать цели на дальности 90 миль. Командующий ВВС России генерал Владимир Михайлов раскрыл политическую подоплеку этого соглашения, когда объяснял продажу деятельностью НАТО. Он сказал следующее: "На каждое действие должно быть противодействие". Далее он добавил: "Важно, что эти ракеты будут поставлены на боевое дежурство; кроме того, у нас есть и другие возможности".
Еще большую озабоченность, однако, вызывает недавнее сообщение британского военного журнала "Jane's Intelligence Digest" о том, что Белоруссия намерена переправить ракеты С-300ПС в Иран. Иранский министр торговли Масуд Мир-Каземи (Masud Mir-Kazemi) и российский министр обороны Сергей Иванов оба были в Минске 21 апреля, однако отрицают, что встречались друг с другом. Иранский министр торговли попытался приглушить дальнейшие разговоры и предложил следующее объяснение: "С точки зрения военных технологий мы самодостаточны и не испытываем нужды в том, чтобы покупать оружие за рубежом". Это объяснение довольно неубедительно, учитывая тот факт, что закупка российской зенитной ракеты "Тор-М1" является всего лишь одним примером импорта военной техники.
Как было отмечено выше, масштабы российского экспорта оружия имеют последствия далеко за пределами ее периферии и Ближнего Востока. В Африке Россия поставила Судану реактивные истребители МиГ-29 и ударные вертолеты Ми-24, помогая тем самым геноцидному режиму в Хартуме и его милиционным отрядам "Джанджавид" (Janjaweed) убивать сотни тысяч людей в Дарфуре. Алжир недавно закупил у России оружия на 7,5 млрд. долл., что вызвало озабоченность по поводу того, что эти закупки могут нарушить баланс сил с Марокко в их споре из-за Западной Сахары. Министр обороны Иванов пояснил: "Никто не мешает Марокко покупать у нас оружие, и мы готовы изучить подобные предложения, тем более что мы уже осуществляем с Марокко военно-техническое сотрудничество".
И хотя самыми крупными получателями российского оружия являются Индия и Китай, последний представляет куда более серьезную озабоченность, поскольку Москва, по сути, позволила Пекину превратиться в главную долговременную угрозу для американского военного господства в Азии. Предоставление Москвой военной техники и технологий китайцам - что составляет около 45% суммарного российского экспорта оружия - во многом способствовало изменению соотношения сил в зоне Тайваньского пролива и в регионе в целом. Хотя главным мотивом такой разнородности являются, безусловно, экономические факторы, Кремль усматривает в этом также и стратегические выгоды. Союз Пекин-Москва не только создан с целью сохранения мира и получения экономических выгод для двух стран; он также включает в себя могущественный элемент противовеса Соединенным Штатам и создания "многополярного мира".
Выгоды от российского экспортного режима испытала на себе также Венесуэла. Уго Чавес (Hugo Chavez) и его "Боливарская революция" получили 100000 автоматов Калашникова и 30 боевых вертолетов. Соединенные Штаты сумели отговорить Бразилию и Испанию от аналогичных сделок, но заместитель министра иностранных дел России Сергей Кизляк утверждает, что эта сделка "является суверенным решением Российской Федерации и Венесуэлы". Что касается последствий притока оружия для региона, Кизляк провозгласил, что поставки "не окажут дестабилизирующего эффекта". Вашингтон между тем встревожен, что это оружие может попасть в руки повстанцев в Колумбии и в других странах Латинской Америки, куда Чавес надеется экспортировать свою революцию.
Россия обращает экспорт оружия себе на пользу как внутри страны, так и на мировой арене. К сожалению, это возродившееся влияние Москвы дало мало преимуществ остальному миру. Многие из злодейских режимов мира должны быть довольны подобным развитием событий, но международная безопасность от этого сильно пострадала. Россия сегодня стоит на перепутье, размышляя, стоит ли ей и дальше дрейфовать на восток, в направлении Китая и стратегического соперничества с США в духе "холодной войны", или же продолжить демократизацию и стать ответственным мировым игроком, который действительно сотрудничает с Западом.
Важную роль в этом продвижении России сыграют президентские выборы 2008 года, которые определят преемника Владимира Путина. Выберет ли Путин себе наследника с аналогичными тенденциями советской эры, или появится демократ, стремящийся укреплять связи с Западом? Это будет иметь громадной важности последствия для будущих стратегических отношений России и определит будущее направление российской торговли оружием. Как показывают случаи с Ираном, Суданом, Венесуэлой и многочисленными другими странами, безопасный и стабильный мир не может себе позволить и дальше мириться с последствиями российских попыток улучшить состояние своей экономики и подорвать своих стратегических конкурентов посредством экспорта оружия тиранам в каждом уголке планеты.
Роберт Маклин является исследователем Центра политики безопасности в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия.