Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Инфантильная боязнь России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Визит премьер-министра правительства России Михаила Фрадкова в Финляндию во второй половине апреля был будничным, рутинным. Не поднимались хрустальные бокалы в честь заключения масштабных торговых договоров или размещения заметных подрядных строительных заказов, как это неоднократно происходило в годы действия (советско-финляндского) Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1948 года

(Российский) ветеран восточной торговли Юрий Пискулов отвергает подозрения, высказываемые в связи с планами прокладки электрокабеля по дну Финского залива. По мнению Пискулова, членство Финляндии в НАТО никак не помешало бы развитию отношений между соседними странами - Россией и Финляндией.

Визит премьер-министра правительства России Михаила Фрадкова в Финляндию во второй половине апреля был будничным, рутинным. Не поднимались хрустальные бокалы в честь заключения масштабных торговых договоров или размещения заметных подрядных строительных заказов, как это неоднократно происходило в годы действия (советско-финляндского) Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1948 года. На переговорах глав правительств (Финляндии и России) обсуждались в деловом духе вопросы партнерства в области технологий, проблемы энергетики и двойного декларирования цены при таможенном оформлении перемещаемых грузов и товаров (с целью избежать уплаты в положенном размере таможенных пошлин на территории России).

Одним из самых главных действующих лиц в области восточной торговли был в свое время ныне 72-летний Юрий Пискулов. Он доволен результатами переговоров. Будучи членом межправительственной комиссии по экономическим вопросам он принимал непосредственное участие в визите делегации России.

'Сейчас наблюдалась атмосфера, напомнившая стиль переговоров четверть века тому назад. Тон их (переговоров) вернулся и соответствует тому настрою, который и должен быть при связях между самыми лучшими торговыми партнерами', - говорит Пискулов.

Он проработал всю свою жизнь в области торговли между Финляндией и СССР/Россией и до сих пор сравнительно неплохо говорит по-фински. Он подыскивает с трудом только отдельные финские слова. Все его высказывания по внутреннему содержанию - это симфония в духе договора от 1948 года.

Структура торговли - не развита

Пискулов с грустью вспоминает, как в эпоху Урхо Кекконена (президент Финляндии в 1956-82 годы) 'главное содержание политических связей составляло развитие экономических взаимоотношений'. После распада СССР этот принцип 'к сожалению, был забыт'.

Россия снова стала крупнейшим торговым партнером Финляндии, но в области восточной торговли (Финляндии) существует много неиспользованных возможностей. Увеличив свой вклад, финские фирмы могли бы увеличить в два раза объемы торговли с российскими партнерами, хотя за последний период объемы торговли итак росли до 20% в год, отмечает Пискулов.

'Но структура торговли сейчас даже более несовершенна, чем при Кекконене'.

Пискулов вспоминает строительство судов и поставки целых заводских комплексов для СССР и объемные подрядные строительные работы. Сейчас этого нет. Финским технологическим фирмам следует серьезнее инвестировать в Россию.

'Представительство фирмы 'Нокиа' в Москве уделяет первостепенное внимание развитию своей сети реализации, а не кооперации в производстве, к большому сожалению', - говорит Пискулов.

В области развития лесной промышленности России также можно много сделать. Пискулов считает, что в России существует необходимость возвести в ближайшее время до десятка новых целлюлозных комбинатов. Для осуществления столь масштабного проекта по модернизации лесной промышленности России с участием финнов необходимы определенные действия со стороны высшего политического руководства, президента Тарьи Халонен, например.

'Со стороны как Финляндии, так и России нужны заметные усилия в духе Кекконена', - подчеркивает Пискулов.

С помощью политики можно расширять торговлю, несмотря на то, что главными игроками на рынке являются ныне частные предприятия, уточняет Пискулов.

Россию не следует забывать и будучи членом НАТО

Вызвавшая много споров идея по прокладке электрокабеля по дну Финского залива (из России в Финляндию) тепло поддерживается Пискуловым, хотя наращивание перекачки энергии не изменило бы структуру экспорта России. Он считает, что энергетические мощности на северо-западе РФ позволяют увеличить продажу электричества на внешний рынок.

К отторжению этого проекта по ряду разрозненных и несерьезных причин Пискулов относится негативно. 'Инфантильные и политиканские страхи', - комментирует он.

Пискулов вспоминает 1960-70-е годы, когда высказывались опасения, что строительство АЭС в Ловиисе и электровозов в Финляндии для СССР, а также выполнение других крупных заказов, изменят положение Финляндии и ослабят ее внешнюю безопасность. 'Благодаря Кекконену были в конце концов приняты экономически мудрые решения'.

Пискулов считает наличие хороших торговых отношений настолько важным и центральным моментом, что даже возможное вступление Финляндии в НАТО не смогло бы нанести ущерб добрососедским отношениям.

'Финляндия могла бы стать каналом передачи мыслей России для стран-членов НАТО', - вбрасывает свою мысль Пискулов.

Но он предупреждает, что подобное решение нельзя принять без учета общественного мнения. 'Правительство страны и народ должны спросить, прежде всего, у себя, стоит ли вступать в НАТО'.

Пискулов дает финляндским политикам более конкретные советы в области общеевропейской политики. Он поддерживал в начале 1990-х годов вступление Финляндии в ЕС, но считает, что воле Брюсселя не следует подчиняться без оглядки.

'Бюрократия брюссельская мешает проводить политику в национальных интересах Финляндии, которая ведет себя иногда так, как будто хочет быть святее самого папы Римского', - критикует Пискулов.

Он напоминает, что многие страны-члены ЕС, например Германия, Франция и Италия, уделяют большое внимание развитию именно двусторонних отношений при взаимодействии с Россией.