Это изначальное открытое предложение должно было стать самым крупным в мире. Затем несколько управляющих западными фондами сказали, что они не будут приобретать акции "Роснефти", общая стоимость которых должна была составить 20 миллиардов долларов США, так как из-за запятнанного прошлого компании слишком рискованно иметь дело с ее акциями. Теперь выясняется, что эта российская государственная нефтяная компания планирует сократить выпуск наполовину. Есть соблазн связать между собой эти два события и посчитать, что решение Москвы является ответом на обеспокоенность инвесторов невысокими российскими стандартами корпоративного управления. Однако данные события объясняются скорее деньгами, нежели моралью.
Судя по всему, "Роснефти" больше не нужно столько средств, сколько она раньше планировала получить от выпуска IPO. Этому способствовал рост цен на нефть. Ни одна компания не стремится получить на рынке больше денег, чем та сумма, необходимость которой она может обоснованно объяснить. В случае "Роснефти" это означает необходимость получения суммы, достаточной для того, чтобы правительство могло вернуть заем в размере 7,5 миллиарда долларов США, который оно брало, чтобы выкупить контрольный пакет акций "Газпрома". Стоимость акций газового гиганта поднялась после того, как в декабре прошлого года власти разрешили иностранцам покупать акции компании напрямую. "Газпром" теперь является третьей в мире компанией по рыночной стоимости.
У "Роснефти" много общего с "Газпромом". Она большая. У нее есть доступ к огромным российским запасам энергоресурсов. Она контролируется Кремлем, что делает ее составной частью плана президента Владимира Путина по распространению влияния России за границу посредством ее энергокомпаний. И Москва, вероятно, надеется, что стоимость акций компании после выпуска IPO поднимется также, как и стоимость акций "Газпрома". Однако эти надежды не учитывают факт нечистоплотного приобретения "Роснефтью" экспроприированного имущества ЮКОСа. Главное опасение вызывает то, что акционеры ЮКОСа могут подать иски против компании, когда она выпустит акции за границей. Этой потенциальной ответственности недостаточно, чтобы заставить Москву полностью отложить выпуск IPO "Роснефти", иначе компания не продвигала бы свои планы по выпуску акций. Однако значительное снижение стоимости акций, которое инвесторы потребуют компенсировать, возможно, заставило Кремль подумать еще раз.
___________________________________________________________
Джордж Сорос: IPO "Роснефти" - быть или не быть? ("The Financial Times", Великобритания)