Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Одна голова - хорошо. Иногда даже лучше

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Часто говорят, что президент Буш вынес достаточный урок из провала своей односторонней политики за первые четыре года пребывания у власти, чтобы в течение второго срока действовать в более многостороннем формате

Часто говорят, что президент Буш вынес достаточный урок из провала своей односторонней политики за первые четыре года пребывания у власти, чтобы в течение второго срока действовать в более многостороннем формате. Госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) теперь идет на такое сотрудничество с союзниками, на какое никак не мог выйти ее предшественник Колин Пауэлл (Colin Powell) из-за позиции 'жесткого' крыла администрации. По самым трудным вопросам, имеющим глобальное значение, она активно создает коалиции и действует посредством международных организаций.

Но какие же результаты принес этот 'многосторонний подход'? Если считать результат не по количеству проведенных встреч, объявленных демаршей и тому подобного, а по реальным, практическим действиям, то ответ на этот вопрос - по Ирану никаких, по Северной Корее никаких, по Бирме никаких, по Дарфуру - тоже никаких.

Как и требовали противники нынешней администрации из 'многостороннего' лагеря, с начала второго срока Буша правительство оказывало всю возможную поддержку так называемой 'Европейской тройке' - Великобритании, Франции и Германии - в переговорах с Ираном. И что же? Иран не просто дал 'полный вперед' своей ядерной программе, но и открыто обещает передавать ядерные технологии, которые разработает самостоятельно, другим опасным режимам.

Что касается вопроса Северной Кореи, то и тут наше правительство радостно присоединилось к так называемым 'шестисторонним переговорам', в которых участвуют Китай, Япония, Россия, обе Кореи и США. И всем на свете известно, что команда 'полный вперед' звучит и над северокорейской программой производства ядерного оружия.

Наше правительство требует от Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), ООН и других стран и организаций, чтобы они нажимали на Бирму, добиваясь реформ. Результаты, действительно, впечатляют - только за последние два месяца в результате усилившихся этнических чисток из своих домов было изгнано еще 11 тысяч мирных жителей. Так же активно Соединенные Штаты поддерживают дипломатию и миротворцев Африканского союза в Дарфуре. И геноцид там все продолжается.

Конечно, это оценки не окончательные, а лишь промежуточные; в некоторых случаях из перечисленных действия в многостороннем формате еще могут принести какие-то плоды. Кроме того, нынешние невеликие достижения - в какой-то мере лишнее свидетельство тому, насколько заносчиво американское правительство было в прошлом, насколько оно мало считалось со своими союзниками. Урон, который наносит такая политика, не скоро забывается и не скоро компенсируется.

И все же, предвидя, что устами политических агитаторов фразы типа 'восстановление союзнических отношений' будут в скором будущем озвучены еще не раз, осмелимся предположить, что проанализировать провалы нынешних совместных действий было бы небесполезно.

Когда говорят о многостороннем подходе к решению проблем, обычно имеют в виду, что другие страны, если их постараться как следует убедить и немножечко в правильном направлении подтолкнуть, сразу увидят точки соприкосновения между их и нашими интересами. Как же так, твердят американские чиновники, не может же Россия, в самом деле, хотеть, чтобы в руки безумного муллы, живущего у них под боком, попала ядерная бомба! Не может же Китай не волноваться, видя ядерную бомбу в руках неисправимого Ким Чен Ира (Kim Jong Il)! Не может же Франция спокойно относиться к тому, что в Дарфуре, практически совсем рядом с ее военными базами в Чаде, бандиты убивают и насилуют тысячи людей!

Однако Франция относится к этому вполне спокойно - по крайней мере, настолько спокойно, что действовать не хочет. Китай, судя по всему, предпочитает опасность соседства со сталинистским режимом, имеющим ядерное оружие, любому другому исходу событий, каков бы он ни был. А что касается Ирана, то и Китай, и Россию, скорее всего, больше беспокоит возможность доступа к торговле с Ираном и к его нефти, чем необходимость остановить программу ядерных разработок, результаты которых, как они уверены, в любом случае будут направлены не на них (на этой неделе как раз состоится заседание Совета Безопасности - вот и увидим, так ли это).

Вдобавок ко всему, власти европейских стран в основном слабы и зациклены на своих внутренних проблемах, а авторитарные режимы России и Китая явно не разделяют американских приоритетов. И даже когда интересы других стран совпадают с нашими, другие страны оказываются не готовыми к тому, чтобы жертвовать краткосрочными преимуществами ради решения непонятных или сомнительных долгосрочных задач. Экономические санкции ударят по немалому числу людей и компаний во всех странах, сегодня торгующих с Ираном, причем ударят сразу же; удар иранским ядерным оружием для них - опасность более теоретическая и менее ясно артикулируемая.

Поэтому если по вопросам, подобным Дарфуру, США не возьмут на себя лидирующую роль, там, скорее всего, так ничего не произойдет. Может быть, поэтому многие из тех, кто вчера критиковал администрацию за то, что та недостаточно поддерживала европейскую дипломатию в отношениях с Ираном, сегодня критикуют ее же за то, что она не ведет с Ираном прямых переговоров. То есть, заметим, односторонних.

Так что 'многосторонние подходы' - ни в коем случае не панацея. В каких-то случаях (например, в Афганистане) такие подходы как раз дают результат; в других случаях им просто нет альтернативы.

В Дарфуре же - мы берем только самый убийственный пример - 'многосторонние подходы' явно буксуют; правда, там одностороннее вмешательство США может вообще привести к катастрофе. А в случае (который вполне может стать реальностью), если 'многосторонние подходы' не остановят Северную Корею или Иран на пути в список ядерных государств в среднесрочной перспективе, в долгосрочном плане снизить уровень опасности, которую они собой представляют, будет тем более необходимо.

____________________________________________________________

Отход от политики 'распространения свободы' ("The Washington Post", США)