"Мы попросили. Она отказалась". Эти слова грустно произнес польский министр обороны Радек Сикорский (Radek Sikorski) в конце прошлой недели на конференции европейских и североамериканских лидеров в Брюсселе.
Сикорский озвучил жалобу Варшавы на то, что канцлер Германии Ангела Меркель проигнорировала мольбы Польши отказаться от осуществления совместно с Россией стоящего 10,5 млрд. долл. США проекта строительства трансбалтийского Северо-Европейского газопровода. Соглашение по этому проекту было подписано ее предшественником на посту канцлера Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder). Данный проект должен сцементировать энергетические связи Берлина с Москвой, но газопровод пройдет в обход Польши и государств Прибалтики.
Спроектированный в начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, этот газопровод имел своей целью снизить зависимость России от таких транзитных стран, как Белоруссия и Украины, при экспорте своего природного газа в Европу. Газопровод протяженностью 1200 км позволит транспортировать российский природный газ с российского побережья Балтийского моря через международные воды вблизи Польши и государств Прибалтики к терминалу Грифсвальд на побережье Германии.
Сикорский сказал: "Польша в особенности чувствительна к коридорам и сделкам у нас за спиной. Это было обычаем Локарно, это было обычаем Молотова-Риббентропа (Ribbentrop). Это был 20-й век. Мы не хотим, чтобы это повторилось". Он зловеще намекнул на два острых момента в истории 20-го века, когда Польша оказалась зажатой между великими державами Европы.
Он спросил: "Если такие важные европейские страны, как Германия, говорят, что им нужна европейская солидарность в вопросах внешней политики и безопасности, а затем заявляют, что хотят иметь общую политику, кроме как в отношениях с Соединенными Штатами, в отношениях с Россией, в отношениях с Китаем, во взглядах на реформу Организации Объединенных Наций (ООН) и в энергетических связях, ну, тогда что же остается для координации на совместной основе?"
Эти высказывания имели целью привлечь внимание трансатлантических лидеров к удлиняющейся тени российско-германских связей на огромных пространствах Центральной и Восточной Европы и Евразии (и даже простирающейся вплоть до Китая), которые неуклонно, неумолимо переделывают мировую систему.
С учетом того, что экономика Германии быстро растет и превращается в европейский "центр силы номер один", а также с учетом укрепляющегося статуса России как энергетической сверхдержавы 21-го века - а также, что далеко не самое последнее по важности, с учетом феноменального возвышения Китая - объединение трех вышеназванных стран оказало бы глубокое воздействие на евроатлантизм.
Есть признаки того, что до людей уже начинает доходить в полном объеме все то, что сегодня происходит. Возмущенная речь Сикорского прозвучала менее чем через 24 часа после встречи на высшем уровне между Меркель и российским президентом Владимиром Путиным в прошлую среду и четверг в Томске, городе нефтяников в Западной Сибири.
Выбор момента и места ни для кого не прошел незамеченным. Этот саммит совпал с "неформальной" встречей министров иностранных дел Организации Североатлантического договора (НАТО) в Софии, которая должна была предоставить государственному секретарю США Кондолизе РАйс (Condoleezza Rice) благоприятную возможность для того, чтобы заставить Москву утратить присутствие духа, объявив о следующем этапе расширения НАТО на территории бывшего Советского Союза и об открытии военных баз США в Черноморской зоне.
Перед саммитом в Томске кое-кто сомневался, не является ли раскрытие Германией объятий для России преходящим феноменом предыдущего правительства социал-демократов, или же его преемник подхватил эту инициативу и решил углубить и расширить связи с Россией. Встреча прояснила всякие остававшиеся сомнения на этот счет; она стала поворотной точкой в российско-германских отношениях.
Меркель временами туманно намекала на желание сохранить определенную дистанцию в своих отношениях с Москвой. Действительно, Вашингтон постоянно призывал ее к тому, чтобы так поступить. Это было, более или менее, лейтмотивом ее визита в Вашингтон в январе нынешнего года. Томский саммит, тем не менее, продемонстрировал, что она намерена руководствоваться коренными интересами Германии, продолжая российскую политику Шредера. Это, несомненно, вызовет раздражение в Вашингтоне и в тех европейских столицах, которые выступают за "более жесткий", конфронтационный курс в отношении Москвы. Свидетельством этого является эмоциональный взрыв Сикорского.
Вашингтон стремится заставить европейские правительства ориентироваться на свое трансатлантическое лидерство на платформе, прочно привязанной к вопросу энергетической безопасности - говоря простыми словами, это означает, что "чрезмерная" зависимость Европы от России в вопросе снабжения энергией сделает европейцев уязвимыми от политического шантажа Москвы. Эта кампания осуществляется в рамках стратегии Вашингтона по выстраиванию структуры "избирательного сотрудничества" с Москвой, направленного на то, чтобы заранее установить пределы для ее предстоящего в скором времени возрождения в качестве крупного игрока на мировой арене.
Накануне визита Меркель в Россию Вашингтон организовал кампанию по увещеванию европейских стран отвергнуть доводы Москвы, что энергетическая безопасность зиждется на двух взаимосвязанных аспектах - а именно, что долговременная безопасность поставок странам-потребителям идет рука об руку с "долговременной безопасностью спроса" для России как поставщика энергоносителей. Более конкретно, эта концепция фокусируется на прерогативе России в вопросе приобретения активов в исключительно прибыльных компаниях Европы, чьим бизнесом является хранение природного газа, его распределение среди конечных потребителей и производство электроэнергии на газе.
Вашингтон рассчитывает усилить напряженность в отношениях с Россией из-за вопроса энергетической безопасности к 15 июля, когда Группа Восьми (Group of Eight, G-8) соберется в Санкт-Петербурге, чтобы Москва, не дай боже, не смогла реализовать никаких долговременных решений, обязательных для промышленно развитых стран.
Стратегия США предусматривала объединение европейских стран под своим руководством в общий фронт против России. Меркель теперь пробила огромную дыру в этой стратегии, вырвавшись на свободу и утвердив некоторые новые важные энергетические сделки немецких компаний с Россией, а также пойдя навстречу российскому "Газпрому" и предоставив ему новые возможности для приобретений активов в европейской сети распределения энергии.
В Томске, в присутствии Путина и Меркель, "Газпром" и немецкая компания BASF подписали соглашение о совместной добыче 25 млрд. кубометров природного газа ежегодно в течение 30 лет. Впервые Россия разрешила иностранной компании доступ к стратегическому газовому месторождению.
Более того, сотрудничество связано с взаимоусиливающимися соглашениями об обмене активами. "Газпром" увеличит до 49% свой пакет акций в существующем совместном с BASF предприятии "Wingaz", а также получит долю в компании "Wintershall", дочернем предприятии BASF, которому принадлежат значительные активы в геологоразведочных и добывающих предприятиях в Ливии.
В свою очередь, эта сделка даст компании "Wintershall" 34% акций в компании "Севернефтегазпром" (дочернем предприятии "Газпрома"), что позволит увеличить долю BASF в газовом месторождении Южнорусское в Западной Сибири (извлекаемые запасы которого оцениваются более чем в 600 млрд. кубометров), которое станет главным источником поставок природного газа через трансбалтийский Северо-Европейский газопровод (в нем "Газпрому" принадлежит 51% акций, а компании BASF и немецкая энергетическая компания EON будут иметь по 24,5% акций каждая).
Что эта компенсационная сделка подразумевает для энергетической безопасности Германии, самоочевидно: при нынешних объемах экспорта российского природного газа в Германию Южнорусского месторождения хватит на 15 лет стабильных поставок. Промышленную добычу газа на этом месторождении планируется начать в 2008 году. Интересно отметить, что "Газпром" и BASF договорились также создать совместное предприятие "Wingaz Europa", чтобы продавать природный газ в Европе.
Помимо энергетического сотрудничества, во время саммита в Томске было также заключено соглашение о создании компанией "Российские железные дороги" и немецким оператором железных дорог "Deutsche Bahn" совместного предприятия по грузовым перевозкам. По существу, это сделает Россию крупным транзитным маршрутом для потока товаров между Германией и Азиатско-Тихоокеанским регионом - особенно Китаем, крупным торговым партнером Германии и местом для немецких инвестиций.
Еще одним важным результатом саммита стало сделанное Путиным предложение выплатить в этом году весь российский долг Парижскому клубу. Суммарный долг России Парижскому клубу (который занимается долгами оказавшихся в затруднительном положении стран-должников) по состоянию на октябрь прошлого года равнялся 29,8 млрд. долл., в том числе российский долг Германии - 9,5 млрд. долл. (В соответствии с договоренностями с другими бывшими советскими республиками, Россия в 1992 году взяла на себя все долговые обязательства Советского Союза, равные 107,7 млрд. долл.)
Несомненно, российско-германский саммит в Томске переписал основы глобального энергетического диалога. Германия подтвердила, что сохраняет за собой право строить свою долгосрочную политику энергетической безопасности с Россией на двусторонней, взаимовыгодной, прагматической основе - и что она не допустит никакого вмешательства внешней, или третьей, стороны.
Надо полагать, другие европейские страны последуют примеру Германии. [Видимо, французский президент Жак Ширак (Jacques Chirac) направляется в Россию.] Нидерланды уже следуют примеру Германии, разрешив "Газпрому" выйти на свой внутренний рынок розничной продажи. И что в таком случае остается от недолговечной мечты США о роли нового трансатлантического лидера в вопросах энергетики?
Из состава делегации влиятельных немецких промышленников, которая сопровождала Меркель (и обеспечивала тесные связи Христианско-демократического союза с немецкой промышленностью) со всей очевидностью следует, что алхимия тесных российско-германских связей, выкованная в горниле дружбы Путина со Шредером, остается нетронутой, несмотря на смену правительства в Берлине. (Кстати, Меркель бегло говорит по-русски.)
Соединенным Штатам придется переосмыслить всю свою стратегию мобилизации менее крупных стран Восточной Европы, Прибалтики и Юго-Восточной Европы в состав блока, разделяющего Россию и Германию. Достаточно ясно, что Берлин и Москва имеют взаимное желание углублять и расширять отношения, несмотря на колючесть таких проамериканских стран, как Польша или Украина.
Вовсе не случайно Путин выбрал Томский саммит, чтобы объявить давно ожидавшееся решение относительно маршрута самого протяженного в России магистрального нефтепровода из Восточной Сибири к Тихому океану, в обход экологически чувствительного озера Байкал. Соответственно, в пятницу неподалеку от города Тайшет в Иркутской области началось строительство этого нефтепровода.
Данный нефтепровод протяженностью 4000 км обеспечит России доступ к странам Азии, в особенности к Китаю. Путин внедрил в сознание каждого, кто его слушал, что Россия, в самом деле, полна решимости создать возможности для переориентации своих энергоносителей на азиатские рынки на тот случай, если Запад будет и дальше оставаться упрямым и нелогичным в вопросах энергетики.
В прошлую среду он заявил в Томске: "К сожалению, мы очень часто сталкиваемся с нечестной конкурентной практикой на глобальных рынках. Несмотря на огромный спрос на энергию, нас под любыми предлогами ограничивают на севере, на юге и на западе. Нам следует поискать новые рынки продавцов и интегрироваться в глобальный процесс развития, принимая во внимание, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона развиваются исключительно быстро и нуждаются в сотрудничестве с нами".
Путин, фактически, поставил европейских партнеров России перед экзистенциальным выбором: они могут сесть в Большой Российский Энергетический Экспресс (Great Russian Energy Express) и наслаждаться спокойной жизнью, пока это выгодное предприятие работает; либо в качестве альтернативы они вольны остаться на платформе, в то время как сам поезд изменит направление и быстро унесется на восток, туда, где восходит Солнце. Сикорский, возможно, обращался со своей просьбой от имени Дяди Сэма, но не удивительно, что Меркель отказалась оставаться на платформе.
М.К. Бхадракумар на протяжении более 29 лет был карьерным дипломатом в Министерстве иностранных дел Индии, в том числе являлся послом в Узбекистане (1995-1998 гг.) и в Турции (1998-2001 гг.)