Нередко утверждают, что иностранцы направляют свои деньги в Соединенные Штаты потому, что это - хорошие инвестиции. Но для многих стран закачивание денег в Соединенные Штаты в наши дни не является такой уж обязательной сделкой. Бедные страны финансируют значительную часть дефицита текущего счета Соединенных Штатов. При этом они теряют деньги, а по мере того, как потери нарастают, они будут испытывать соблазн сделать со своими деньгами что-нибудь более хорошее.
Возьмем Россию. В последние 5 лет ее валютные резервы выросли в 8 раз и достигли более 200 млрд. долл. США. Как и большинство монетарных органов по всему земному шару, Центральный банк РФ не раскрывает состава своего инвестиционного портфеля или размеров доходов, которые он получает от своих резервов. Но типовой процесс приобретения резервов и управления ими хорошо известен. Для того чтобы накапливать резервы, не подпитывая инфляционных процессов, Центральный банк в типовом случае получает нужные ему деньги, продавая рублевые облигации, которые приносят около 12% годовых. Затем он покупает доллары или евро, чтобы инвестировать их в американские или европейские государственные ценные бумаги, которые приносят около 5% или менее годовых. При стабильном курсе рубля на рынках иностранных валют ежегодные расходы российского правительства на обслуживание 200 млрд. долл. золотовалютных резервов могут достигать 14 млрд. долл. или более, примерно в 3 раза больше того, что оно потратило на образование за весь 2004 год.
Центральный банк РФ - не единственный, кто оставляет на столе целое состояние. Китай накопил крупнейшие в истории валютные резервы: более 800 млрд. долл., по состоянию на конец прошлого года. Резервы африканских стран на конец прошлого года составили 162 млрд. долл. В целом, по расчетам Международного валютного фонда, всего за 3 последних года резервы развивающихся стран всего мира удвоились, достигнув к концу 2005 года 2,9 трлн. долл., что эквивалентно почти трети их совокупного валового внутреннего продукта (ВВП). Значительная часть этих денег размещена под низкие ставки процента в облигациях американского казначейства. "Это ирония нашего времени, что большинство самых бедных людей мира сегодня проживают в странах с огромными финансовыми резервами, - сказал президент Гарвардского университета и бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс (Lawrence H. Summers) аудитории индийских экономистов в городе Мумбаи в прошлом месяце. - Представляется необходимым, чтобы определенная часть внимания международного финансового сообщества переместилась в направлении возможно более эффективного использования их огромных резервов иностранной валюты".
В такой инвестиционной стратегии есть логика, пусть эта стратегия и не приносит больших доходов. Охота Китая за облигациями американского казначейства является частью политики управления обменными курсами валют, чтобы удержать котировки своей национальной валюты конкурентоспособными в сравнении с долларом США - что является ключевым компонентом ориентированной на экспорт экономической стратегии этой страны.
Для большинства других развивающихся стран эти резервы просто служат гарантией на случай финансового несчастья. В последние 15 лет разрушительные кризисы испытало большое число развивающихся стран: Мексика - в 1994 году, Таиланд, Индонезия и другие азиатские страны - в 1997 году, Россия - в 1998 году, Бразилия - в 1999 году и Аргентина - в 2002 году. Кризисы развивались по более или менее стандартному сценарию. Инвесторы выводили свои деньги из страны, в стране начиналась нехватка иностранной валюты, и она девальвировала свою собственную валюту; если у нее было много краткосрочных иностранных долгов, она объявляла по ним дефолт; ставки процента взлетали до небес.
Эти кризисы дорого обошлись странам. Экономисты Калифорнийского университета в городе Санта-Крус Майкл Хатчинсон (Michael M. Hutchison) и Илан Нойбергер (Ilan Neuberger) сказали, что пострадавшие от кризисов страны в последующие 3 года потеряли от 13 до 15% своего ВВП. И они превратили развивающийся мир в гораздо более скромное место. Когда улеглась пыль над руинами многих бывших "развивающихся" экономик, среди политиков в развивающемся мире утвердилось новое кредо: накапливать как можно больше иностранной валюты.
В наши дни многие бедные страны руководствуются тем, что известно, как "правило Гвидотти-Гринспена" [названное в честь бывшего министра финансов Аргентины Пабло Гвидотти (Pablo Guidotti) и бывшего президента Федеральной резервной системы США Алана Гринспена (Alan Greenspan)], которые призывали развивающиеся страны накапливать достаточные резервы иностранной валюты, чтобы можно было выплатить все их иностранные долги, срок которых истекает в следующем году.
Экономист Школы управления имени Джона Кеннеди (John F. Kennedy) в Гарвардском университете Дани Родрик (Dani Rodrik) подсчитал, что, если страна в какой-либо конкретный год имеет хотя бы 10-процентную вероятность значительного изменения направления потока денежных средств в сторону оттока из страны, и если финансовый кризис обойдется ей в 10% ее ВВП, то вовсе не неразумно для нее заплатить страховые взносы в размере 1% ВВП. Однако развивающиеся страны, кажется, ударились в чрезмерное благоразумие. Многие бедные страны имеют значительно большие резервы, чем им рекомендовано в соответствии с правилом Гвидотти-Гринспена.
Россия имеет "излишки резервов", равные примерно пятой части ее ВВП, сказал г-н Саммерс. Излишки Малайзии эквивалентны половине ее общего объема производства. Индия, сказал своей аудитории в Мумбаи г-н Саммерс, имеет излишки резервов более 100 млрд. долл. Если бы она лучше инвестировала их, сказал он, то с большой долей вероятности могла бы ожидать прибыль, эквивалентную 1,0-1,5% ее 785-миллиардного ВВП: такая доля была бы больше, чем расходует индийское правительство на здравоохранение.
Эти расчеты должны привлечь внимание не только политиков в Индии и в других развивающихся странах. В то время как американец где-то тратит очередной полученный от Индии доллар, американским властям следует озаботиться вопросом, что им делать, когда этот источник будет перекрыт, как обязательно случится однажды. Есть и более дешевые формы страховки: вместо того, чтобы аккумулировать резервы, бедные страны могли бы достичь такого же уровня финансовой безопасности, ограничив накопление краткосрочных долгов, сказал г-н Родрик. Более того, уже прошли годы без новых крупных финансовых несчастий, и воспоминания о последних кризисах начинают постепенно исчезать. Если так будет и дальше, правительства во всем развивающемся мире поставят под сомнение полезность этих дорогостоящих страховок, когда с деньгами можно сделать столько других вещей.
"Люди начнут переоценивать цели экономической политики, сказал г-н Родрик. - Скорее всего, они станут придавать больше значения занятости и экономическому росту и несколько меньше значения тому, как им избежать финансового кризиса".