В то время, как Соединенные Штаты и их европейские союзники вчера выступали за принятие резолюции ООН, которая могла бы привести к введению санкций против Ирана, Тегеран занимался обогащением урана, восхвалением своих усилий и повышением тона своих угроз. Иранцев, судя по всему, ничуть не волнуют жесткие слова американских чиновников и других официальных лиц, требующих, чтобы Тегеран закрыл свою ядерную программу и угрожающих в случае отказа экономическими и политическими санкциями. А с чего бы им бояться? Чтобы санкции вступили в силу, Соединенным Штатам нужна поддержка входящих в Совет Безопасности ООН России и Китая, однако ни та, ни другая страна не хотят этого. Однако Совет не может просто игнорировать пренебрежительное отношение Ирана к его призывам прекратить ядерные исследования. Он должен использовать нынешнюю возможность для достижения компромиссного решения, которое будет удовлетворять заявленные Ираном потребности в ядерной энергии, однако будет выступать против разработки ядерных вооружений.
Возможно, этого будет трудно добиться. Однако это необходимо, поскольку бездействие так же неприемлемо, как и применение военной силы.
Несмотря на утверждения президента Буша (Bush) о том, что в отношении Ирана рассматриваются все варианты, на агрессивность Ирана нельзя отвечать военными способами. Во-первых, не обязательно, что бомбардировки достигнут желаемого результата, так как некоторые иранские объекты находятся под землей. Во-вторых, эксперты разнятся во мнениях о том, когда Иран создаст свою ядерную бомбу, так как эта страна постоянно лгала о своих возможностях. Однако некоторые специалисты говорят о пятилетнем сроке. Поэтому прямо сейчас нет непосредственной угрозы, которая могла бы оправдать военную операцию. И, наконец, военный удар может иметь огромные разрушительные последствия для этого нестабильного региона. Высокопоставленный представитель иранской армии заявил, что Тегеран нападет на Израиль в случае бомбардировки его объектов.
Пренебрежительное отношение Тегерана к международной озабоченности и критике вызывает острое недовольство. Программа обогащения урана - и заявления, что эта программа будет служить только мирным целям - не согласовывается с отказом этой страны предоставить международным инспекторам полный доступ на свои ядерные объекты. На протяжении двух лет Иран водил за нос европейских переговорщиков, пытающихся разрешить этот спор мирным путем - а затем прервал переговоры. Он также отклонил предложение России обогащать для него уран на российской территории.
Китай и Россия должны опасаться ядерного Ирана, пусть даже если они в краткосрочной перспективе и получат выгоду от обогащения для него урана. Способность Ирана вызвать хаос в сфере международных поставок нефти может иметь для нуждающегося в энергоресурсах Китая такие же негативные последствия, как и для США. Осмелевший Иран может использовать свое влияние на террористические группы для нанесения удара в любой точке.
Сейчас, когда в Организации Объединенных Наций начинаются дебаты о введении санкций, Соединенные Штаты и их союзники должны продолжать оказывать давление на своих коллег по Совету Безопасности, чтобы они призвали Тегеран к сотрудничеству. Россия и Китай должны сделать шаг вперед и использовать имеющиеся у них экономические рычаги, чтобы подтолкнуть Иран к компромиссу. Жесткие санкции могут еще больше изолировать Иран, однако они не смогут закрыть ядерную программу Ирана. Они смогут лишь отсрочить ее осуществление.