Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Взглянуть в глаза фактам

Слава богу, хоть кто-то говорит о России откровенно

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня президент Путин будет сердиться. Через 5 лет после того, как президент Буш заглянул в его глаза во время их первой встречи и заявил, что познал его душу, заместитель г-на Буша Дик Чейни очень даже публично обвинил г-на Путина в международном шантаже и в попрании прав человека.

Владимир Путин - человек разнообразных талантов, от катания на лыжах и занятий борьбой дзюдо до вынесения суждений о значительной склонности рядовых россиян к сохранению своей национальной идентичности. Он также умеет криво улыбаться перед камерами, в то время как внутри у него все кипит из-за того, что ему представляется снисходительным отношением к нему остального мира.

Сегодня он будет сердиться. Через 5 лет после того, как президент Буш (George W. Bush) заглянул в его глаза во время их первой встречи и заявил, что познал его душу, заместитель г-на Буша Дик Чейни (Dick Cheney) очень даже публично обвинил г-на Путина в международном шантаже и в попрании прав человека.

Местом действия был не Вашингтон, а Вильнюс, где 15 лет назад по-настоящему начался распад советской империи. А перечень озабоченностей США в отношении Кремля включает не только ползучий авторитаризм и бесстыдное использование энергии как инструмента внешней политики, но также и его явно обструкционистские позиции в вопросах ядерной программы Ирана и реформы Организации Объединенных Наций (ООН). Многое изменилось в российско-американских отношениях после 1991 года, но сутью этой перемены в плане эпохальных ярлыков стал переход от "холодной войны" к прохладному миру.

Кое-кто готов обвинять г-на Чейни в том, что тот ставит под угрозу интересы самого Вашингтона, так как США стремятся найти альтернативу поставкам энергоносителей с Ближнего Востока, особенно в России. Другие увидят в его резких высказываниях неспособность понять нюансы запутанных отношений России как со своими соседями, так и со своим прошлым. Обе группы недооценивают как самого вице-президента, так и серьезность тех тенденций, которые он осудил. В отсутствие здоровой европейской критики Кремля, главным образом по причине зависимости Европы от российского природного газа, будет лучше, если хоть кто-то на Западе осудит г-на Путина за его неустанное стремление к последовательному укреплению своей власти, чем если бы этого не сделал никто. Лучше для Соединенных Штатов сделать это открыто и прямо, чем, например, помогать московским оппозиционным группировкам оказывать давление на Кремль только лишь затем, чтобы те стали невольным кормом для сторонников теорий заговоров из числа руссих националистов. И лучше выступить против г-на Путина сейчас, чем тогда, когда будет уже слишком поздно.

Не вызывает сомнений, что г-н Путин поначалу принес россиянам и их соседям стабильность, которая была им отчаянно нужна после почти полной анархии последних лет правления Бориса Ельцина. Но нет также и никаких сомнений, что подавление г-ном Путиным политической оппозиции и критических средств массовой информации (СМИ) зашло гораздо дальше, чем того требовало восстановление порядка. Сегодня Россия фактически стала однопартийной страной, лишенной советской идеологии, но не системной коррупции, которая способствовала разрушению советизма. Напротив, в любой таблице транспарентности Россия продолжает занимать одно из последних мест, а предстоящее первоначальное открытое предложение в Лондоне акций "Роснефти", ее государственного нефтяного гиганта, заставляет международных инвесторов испытывать чувства скорее настороженности, чем радостного возбуждения.

Вполне возможно, что эти инвесторы в большей мере интересуются следующим остановочным пунктом г-на Чейни - Казахстаном. Он надеется там скрепить своей подписью долгосрочные энергетические соглашения, которые обеспечат поставки нефти и природного газа из Средней Азии и с Кавказа независимо от агрессивно ведущей себя России. США и Европейский Союз (ЕС) все еще могут прекратить эту агрессивность, переходящую в паранойю, но только посредством прямых разговоров. Примеру г-на Чейни стоит последовать.

____________________________________________________________

"Холодная война" Чейни ("The Financial Times", Великобритания)

Чейни и Россия ("The New York Times", США)