Прозвучавшее в четверг из уст Дика Чейни обвинение в адрес России в том, что она использует свои энергоресурсы для 'шантажа', стало первым громким американским заявлением в рамках интенсивной подготовки к июльскому саммиту G8 в Санкт-Петербурге, говорят вашингтонские дипломаты.
Несомненно, американо-российские отношения являются напряженными, и аналитики расходятся лишь в том, насколько они испортились после знаменитой фразы, сказанной президентом Джорджем Бушем в 2001 г. о том, что он взглянул в глаза Владимиру Путину и 'почувствовал его душу'.
Споры также идут вокруг того, действительно ли ястреб холодной войны Чейни призывает к более жесткой политике в отношении России, чем Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), государственный секретарь и специалист по советской эпохе.
'Администрация Буша более не считает Путина надежным партнером', - прокомментировал европейский дипломат. Он и аналитики, участвовавшие в поведении брифинга для аппарата вице-президента, считают, что Чейни 'разъярен' на российского президента за то, что США считают серьезным отходом от демократии, за использование энергоносителей в качестве внешнеполитического оружия и отказ остановить сделку по продаже Ирану системы ПВО.
Высокопоставленный американский чиновник, находящийся в Литве (Чейни выступил на вильнюсском саммите новых демократий Европы) старался изобразить его резкие комментарии дальнейшей реализацией жесткой линии, заданной Бушем в ходе его прошлогоднего визита в Латвию и Грузию - страны на окраинах России - и продолженной Райс.
'Россия - не Советский Союз, - заявил чиновник. - Россия не становится Советским Союзом, но, тем не менее, нас беспокоят тенденции в сегодняшней России: Мы не видим усиления институтов, присущих нормальному демократическому обществу'.
США также ясно дали понять, что они хотят работать с Россией по вопросам, представляющим взаимный интерес, в том числе, по Ирану, нераспространению ядерного оружия и 'войне с террором'.
Дипломаты не считают, что между Чейни и Райс существует существенное расхождение по вопросам отношений с Россией. Но европейские посланники в Вашингтоне разделились во мнениях относительно того, насколько полезно антагонизировать Россию в то время, когда западная коалиция нуждается в поддержке резолюции ООН, которая потребовала бы у Ирана приостановить программу ядерного обогащения.
'Саммит G8 - это рычаг', - прокомментировал европейский дипломат, заявив, что Путин может ожидать большого давления по вопросам Ирана и поставок энергоносителей в преддверии встречи 15-17 июля, на подготовку которой он не жалеет сил и средств.
Шерпы - чиновники, занятые подготовкой саммита - встречаются в Москве в эти выходные для обсуждения повестки дня. США и другие страны хотят включить в нее ряд вопросов, которые прольют свет на поведение России. Это, в частности, Иран, поддержка автократии в Беларуси, пребывание российских войск в сепаратистских анклавах а Грузии, вопрос 'Газпрома' и даже Чечня.
Более жесткая позиция Чейни представляет собой рискованную игру.
Близкий к Кремлю политолог Вячеслав Никонов, заявил, что высказывания Чейни будут иметь 'негативные последствия для российско-американских отношений'.
'Делая подобные заявления, нужно всегда иметь в виду реакцию другой стороны, и мне сложно представить себе, что Россия просто согласится с этими упреками', - заявил он.
Профессор Питер Редэвэй (Peter Reddaway) из Университета Джоджа Вашингтона говорит, что более воинственные элементы в российском внешнеполитическом истеблишменте давят на Путина, которого он считает сравнительно умеренным. Среди мощных лоббистов - ядерщики и экспортеры оружия.
'Путин не полностью контролирует свою внешнюю политику, потому что есть влиятельные круги, которые он не может обидеть', - заявил проф. Редэвэй, комментируя все большую напористость российской внешней политики и восприятие ею зависимости Запада от российских нефти и газа как инструмента, позволяющего диктовать свои условия.