'Газпром', заклейменный как орудие Кремля для восстановления международного влияния, заставляет политиков в Европе и США багроветь от ярости. Но у многих иностранных инвесторов российский газовый гигант ассоциируется с другим цветом: зеленым.
В этом году акции 'Газпрома' выросли в цене примерно на 70 процентов после того, как в январе Кремль снял ограничения на доступ многих иностранных инвесторов к 49% акций, не принадлежащих государству. По своей рыночной стоимости 'Газпром' догнал Royal Dutch Shell и ВР, а в ряду международных энергетических концернов уступает со своими 289 млрд. долл. лишь Exxon Mobil Corp. ('Газпром' - третья по величине компания в мире после Exxon и General Electric Co.).
Деньги текут в 'Газпром' рекой, несмотря на то, что он все более грубо обходится с некоторыми из своих крупных клиентов.
В январе в ходе спора о ценах компания прервала поставки газа на Украину, что повлекло за собой кратковременное снижение экспорта в европейские страны, правительства которых впервые, более чем за 30 лет, поставили под сомнение надежность 'Газпрома' как поставщика. Недавно представители 'Газпрома', поддержанные российским президентом Владимиром Путиным, публично пригрозили перенаправить экспорт на Азию, жалуясь, что Европа, получающая от России четверть своего газа, пытается заблокировать стремление 'Газпрома' к экспансии.
Жесткие речи не пугают инвесторов. Даже после того, как в этом году резко выросли котировки, многие считают, что все только начинается.
'Думаю, что нам предстоит новая гонка', - говорит Питер Халлоран (Peter Halloran), руководитель московской финансовой группы Pharos Financial, являющейся крупным акционером 'Газпрома'. 'Исходя лишь из самых общих тенденций, 50-процентый рост стоимости в ближайшие пару лет не является нереальным'.
По словам играющих на повышение акционеров 'Газпрома', для того, чтобы компания оказалась в более глобальных фондовых портфелях, потребуется еще несколько месяцев. Торговля акциями 'Газпрома' идет в России, а также на внебиржевом рынке США в форме американских депозитарных расписок (ADR) и в Европе. Программы ADR все еще расширяются для того, чтобы крупным институтам было проще контролировать пакеты акций.
На торгах в Москве акции 'Газпрома' выросли в цене на 3% до $12,20, что выше, чем прогнозировала группа Morgan Stanley Capital International в своем индексе нарождающихся рынков.
Халлоран и другие акционеры 'Газпрома' утверждают, что вся негативная пресса последних месяцев маскирует подлинную привлекательность компании: ее месторождения газа богаче, чем чьи бы то ни было, а мир, между тем, все больше обращается к полностью сгорающему топливу. В отличие от других международных концернов, которые ищут по всему миру новые резервы для замены ежегодно выкачиваемых нефти и газа, у 'Газпрома' сырья хватит на несколько десятилетий. Он также обладает портфелем новых крупных проектов по выводу этого газа на рынки, говорят союзники 'Газпрома'.
'Такого роста как в 'Газпроме', вы не найдете в Exxon или BP', -говорит Сергей Глазер, директор инвестиционной группы 'Восток-Нафта' со штаб-квартирой в Стокгольме. Примерно 90% из ее 4 млрд. долларов - это активы 'Газпрома'.
Влияние властей на компанию - Путин регулярно участвует в принятии важнейших решений, а в правлении множество правительственных чиновников - играет позитивную роль, говорят поклонники 'Газпрома'. Максимизация цены акций - похоже, главный приоритет для Кремля.
Когда на прошлой неделе 'Газпром' обошел ВР и стал второй по величине международной энергетической корпорацией, Путин лично сообщил об этом делегации немецких чиновников, прибывшей в Россию. Тем временем, заместитель председателя правления компании заявил, что вскоре рыночная стоимость компании может вырасти до 300 млрд. долларов, более того, 'и триллион не является невообразимой цифрой'.
Критики говорят, что подобный гигантизм типичен для компании, выросшей из Министерства газовой промышленности СССР и все еще старающейся адаптироваться к рыночным условиям. По их словам, рынок снижает стоимость обширных запасов 'Газпрома', поскольку две трети его продукции сбывается на внутренним рынке и в бывших советских республиках по ценам, едва покрывающим раздутые производственные расходы. С учетом растущей необходимости капитальных вложений для компенсации снижающегося уровня производства на стареющих месторождениях и гигантской трубопроводной сети, это ударяет по прибылям.
Исходя из критерия доходности, акции 'Газпрома' продаются выше номинальной стоимости по отношению к акциям таких гигантов, как Exxon. Торговля акциями 'Газпрома' ведется на уровне, в 14 раз превышающем ожидаемую доходность по акции на 2006 г., что чуть больше, чем у Exxon (11 раз).
'Если вы занимаетесь фундаментальным анализом, то 'Газпром' вопиюще дорог по сравнению с аналогичными компаниями на глобальном рынке', - говорит Мартин Тэйлор (Martin Taylor), фондовый менеджер лондонской группы Thames River, занимающий в отношении акций концерна 'нейтральную', по его словам, позицию. 'Газпром' управляется не в интересах акционеров, а в интересах властей', - продолжает он.
Даже защитники 'Газпрома' признают, что в настоящее время может замедлиться реструктуризация компании, начатая в 2001 г., когда Путин назначил новую команду управляющих, призванную залатать дыры в балансе и структуре затрат компании.
'Важнейшее отличие сегодня в том, что для компании впервые в ее истории есть хорошие новости на фондовом рынке, а менеджменту нужно оправдывать надежды акционеров', - говорит Уильям Браудер (William Browder), президент фонда Hermitage Capital Management, активы которого составляют около 4 млрд. долл. и сосредоточены в акциях 'Газпрома'.
Некоторые аналитики ставят под сомнение готовность Кремля к дальнейшему улучшению корпоративного управления. Браудер, который стал одним из наиболее известных иностранных инвесторов в России, объявив войну неумелому управлению и излишним тратам в ряде российских компаний, в том числе, в 'Газпроме', с ноября не может въехать в эту страну, несмотря на ходатайства западных и российских официальных лиц. Критики также опасаются, что взлет котировок может говорить о том, что российский фондовый рынок созрел к откату.
Кроме того, по словам аналитиков, стимулы к радикальному снижению затрат у 'Газпрома' будут слабыми, пока внутренние цены регулируются на уровне, гораздо более низком, чем мировой, поскольку это подорвет его усилия по увеличению котировок.
Но участники рынка, играющие на повышение, отмечают, что конфликт с Украиной, повлекший за собой критику в адрес 'Газпрома', может фактически улучшить его финансовые показатели, поскольку он является частью поддержанной Кремлем более широкой кампании, направленной на прекращение практики продажи газа бывшим советским республикам по льготным ценам. По подсчетам Браудера, доведение этих цен до мирового уровня может прибавить 'Газпрому' около 6 млрд. долл. чистой прибыли в год.
____________________________________________________________
Кто боится "Газпрома" ("The Economist", Великобритания)
Нефть и высокомерие ("The Economist", Великобритания)
Разделенные и напуганные: ЕС и "Газпром" ("The Economist", Великобритания)