Вице-президенту США Дику Чейни (Dick Cheney) не нравится российская версия государственного капитализма. Г-н Чейни видит в "Газпроме" и "Роснефти" "инструменты запугивания и шантажа". Инвесторы смотрят на этих гигантов добычи нефти и природного газа совершенно иначе. Они видят в них просто механизмы получения прибыли, к которым благоволит правительство.
В данный момент инвесторам есть что ожидать. "Газпром", в котором российскому правительству принадлежит 51% акций, получает очень большую помощь от своего мажоритарного акционера. Его почти монопольное положение в добыче и распределении природного газа находится под надежной защитой. Более того, правительство отменило ограничения на покупку акций "Газпрома" иностранцами. Результат: почти десятикратный рост цены акций с 2003 года. Рыночная капитализация "Газпрома" в 220 млрд. долл. США делает его третьей по величине компанией в мире.
"Роснефть", 100% акций которой принадлежат государству, возможно, является другой государственной компанией, в которой иностранцы хотели бы стать партнерами. Ожидаемая рыночная капитализация "Роснефти" приблизительно 30 млрд. долл. стала бы в 9 раз меньше, чем ее теперешние прибыли. Это на 15% дешевле, чем капитализация других крупных нефтяных компаний, но хорошие отношения "Роснефти" со своим владельцем-регулятором делают перспективы ее роста лучше средних.
В долгосрочной перспективе г-н Чейни и другие сомневающиеся тоже кое в чем правы. Возможно, у российских компаний уже и появился капиталистический фасад. Но у государства есть некоторые другие заботы явно не капиталистического свойства. У себя в стране правительство использует эти компании для патронажа - прибыли и власть делятся между друзьями и потенциальными соперниками. На мировой арене экспортеры энергии являются лучшими внешнеполитическими инструментами российского правительства.
Как должен признать даже г-н Чейни, российский государственный капитализм великолепно работает на российского президента Владимира Путина. Регистрация на иностранных биржах дала российским компаниям доверие и значительно более высокие оценки. Растущие цены акций выгодны как инсайдерам, так и аутсайдерам. А давление со стороны иностранных инвесторов помогает бороться с неэффективностью и коррупцией, самыми серьезными проблемами системы. Без дисциплины настоящих рынков существует вероятность, что когда-нибудь начнется коррозия. С падением цен на энергоносители прибыли и цены акций этих квазигосударственных компаний пойдут на убыль, сокращая тем самым общий пирог, который приходится делить. Но количество инсайдеров, которых нужно держать в составе совета директоров, едва ли уменьшится. Аутсайдеры - то есть иностранные инвесторы - могут оказаться на бобах.
____________________________________________________________
Слава богу, хоть кто-то говорит о России откровенно ("The Times", Великобритания)
"Холодная война" Чейни ("The Financial Times", Великобритания)