У Дика Чейни (Dick Cheney) только что прошел приступ европейской политики, до крайности взбесивший Россию. Вице-президент США стрелял по Кремлю как умеет только он один - от бедра и картечью. Он успел обвинить Москву в том, что она использует экспорт нефти и газа для 'запугивания и шантажа' в отношении своих европейских соседей и для 'вмешательства в дела демократических движений' в таких странах, как Украина, а также в том, что в России власть 'поступает несправедливо и неправильно, ограничивая гражданские права'.
Ковбойское дипломатическое турне по Литве, Хорватии и Казахстану - все эти страны в свое время входили в советскую сферу влияния - в исполнении Чейни поневоле заставляет вспомнить о том, что он вырос именно в среде вайомингских скотоводов. Критика в деревенском стиле вызвала со стороны России ураган гнева. Чейни называли дельцом 'Холодной войны'; утверждали, что он вообще не знает, о чем говорит.
Однако министр иностранных дел России Сергей Лавров головы не потерял.
- Думаю, что подобные высказывания не подорвут усилия, которые мы вместе с США. . . предпринимаем для того, чтобы построить справедливый мир без конфликтов, - заявил он.
- Россия рассчитывает, что ее будут воспринимать на мировой арене равноправным партнером, без привлечения которого сегодня нельзя решить ни одну проблему.
Отчаянное неистовство Чейни, вполне возможно, как раз и объясняется тем, насколько спокойно Россия говорит об усилении своего влияния в международных делах. И Владимир Путин, и все его подчиненные посылают миру сигнал нового века - о том, что слабость ельцинской эпохи наконец преодолена. Кремль снова становится полноправным игроком в решении глобальных вопросов - будь то отношения с Ираном или ХАМАС, ситуация вокруг глобального потепления или энергетической безопасности. Оседлав волну нефтедолларов и возрождения национализма, Россия возвращается на мировую арену, и - что Лавров и имел в виду - США придется играть по ее правилам.
Об изменении баланса силы свидетельствует и то, как США заранее пытаются дать возможность Джорджу Бушу избежать конфуза на предстоящем в июле саммите 'Большой восьмерки' в Санкт-Петербурге, председательствовать на котором будет Путин. Как сообщает пресса, Москве постоянно напоминают о том, что имидж демократической и рыночной страны она может поддержать, только если будут отменены ограничения на деятельность неправительственных организаций, финансируемых из-за рубежа, и если будут гарантированы поставки энергоносителей. Однако сильной заинтересованности следовать этим советам Россия пока не выказывает.
Неделю назад, когда Буш звонил Путину в расчете заручиться его поддержкой по Ирану, российский лидер перешел в контрнаступление. Он потребовал в темпе завершить переговоры по вступлению России во Всемирную торговую организацию. Свою помощь Буш пообещал - а Россия, заметим, до сих пор блокирует любые действия ООН в отношении Ирана. Так же молчаливо США смотрели и смотрят на то, как против Грузии фактически вводится режим экономических санкций, как Россия поддерживает контрреволюцию на Украине и восстанавливает свое влияние в Центральной Азии.
Как утверждает Ирана Ясина, представитель фонда 'Открытая Россия', учрежденного ныне пребывающим за решеткой Михаилом Ходорковским, бывшим главой "ЮКОСа", власть Путина в России растет, однако противовесов ей не находится - почему и голос Запада не воспринимается всерьез.
- Путин должен знать, где необходимо остановиться - но он не знает, - говорит она. - Демократической оппозиции больше нет.
Как только окончится саммит в Санкт-Петербурге, добавляет она, следует ожидать нового удара по неправительственным организациям.
- Когда 'хорошие парни' уедут из города, тогда-то и начнутся настоящие проблемы.
Стараниям США подрезать России крылья мешает как их собственная хроническая зависимость от иностранных энергоносителей, так и политика, зачастую выглядящая политикой двойных стандартов. Еще во времена своей работы в Техасе, в нефтяной компании Halliburton, Чейни оброс связями с казахскими коллегами и сейчас, пользуясь ими, призвал лидеров Казахстана строить новые трубопроводы в обход России. За это пришлось заплатить чрезмерно мягким отношением к автократическим режимам Казахстана (как, кстати, и Азербайджана) и к тяжелой ситуации с соблюдением прав человека в этих странах, однако Чейни был, по-видимому, готов к этому. И все же, чтобы держать дистанцию в поединке с Москвой, этого явно недостаточно.
Еще одна серьезная проблема - расширение экономического и военного сотрудничества Москвы с Пекином. На случай слишком сильного давления со стороны Вашингтона у Путина в рукаве припасена та же карта, что некогда была у Ричарда Никсона (Richard Nixon) - китайская. В этом, видимо, и кроется еще одна причина политического приступа Чейни - хорошо нацеленного, но при этом весьма непродуктивного.
___________________________________________________________
Посмотрите, кто вернулся! ("The Wall Street Journal", США)
Чейни и Путин - два сапога пара ("The New York Times", США)
Вашингтон: оскорбления со стратегическим подтекстом ("Stratfor", США)
Слава богу, хоть кто-то говорит о России откровенно ("The Times", Великобритания)
"Холодная война" Чейни ("The Financial Times", Великобритания)