В первые 4 года своего президентства Буш (George W. Bush) сделал впечатляющие шаги в направлении осуществления невероятной цели, изложенной в его второй инаугурационной речи - "покончить с тиранией в нашем мире". Американские войска освободили 50 миллионов человек и содействовали появлению на свет представительных правительств в Афганистане и Ираке. США также оказали важную поддержку мирным революциям на Украине, в Грузии, в Ливане и в Киргизстане.
Круги от этих революций разошлись по всему Большому Ближнему Востоку, который издавна является крупным рассадником антизападного терроризма. Как минимум, тираны чувствовали себя вынужденными хотя бы на словах уступать американским требованиям, чтобы они прекратили поддерживать терроризм и проявили больше уважения к правам человека. Сирийский президент Башар Ассад (Bashar Assad) вывел свою оккупационную армию из Ливана; Хосни Мубарак (Hosni Mubarak) обещал провести в Египте подлинно соревновательные выборы; королевская семья Саудов соблаговолила провести выборы муниципальных советов.
В прошедшем году, однако, вращение глобального маховика демократизации заметно замедлилось, а в некоторых местах вообще изменило направление. Владимир Путин сокрушил все конкурирующие центры силы в России. Белоруссия, единственная диктатура в Европе, провела мошеннические выборы, которые подтвердили, что Александр Лукашенко прочно держится за власть. То же самое произошло в Казахстане, где пожизненный президент Нурсултан Назарбаев заявил, что за него проголосовали более 90% избирателей. В соседнем Узбекистане силы безопасности расстреляли сотни безоружных демонстрантов в городе Андижан, а затем попытались скрыть эту резню.
Те же тревожные тенденции наблюдаются на Ближнем Востоке. Иранские аятоллы усилили свою кампанию пыток, заключения в тюрьмы и казней диссидентов. Режим Ассада арестовал больше видных фигур оппозиции у себя в стране и продолжает запугивать антисирийских активистов в Ливане. И, что самое вопиющее, современный фараон Мубарак отправил в тюрьму своего ведущего либерального оппонента и снова ввел драконовский "закон о чрезвычайном положении", который разрешает ему бесконечно долго держать за решеткой всякого, кто бросает вызов его правлению.
Так что же происходит? Ну, никто, даже Буш, никогда не говорил, что путь к свободе будет гладким и легким. Укоренившиеся элиты имеют очевидные побудительные причины сопротивляться тому, чтобы отдать власть, и они сегодня чувствуют себя свободными делать это, потому что считают, что Буш, готовящийся уйти в отставку президент, рейтинг одобрения которого стал менее 30%, слишком слаб, чтобы сопротивляться.
Деспоты полагают, и не без оснований, что могут просто переждать нынешнего обитателя Белого дома. Им известно, что шансы на активные действия США невелики, принимая в расчет то, как много американских войск оказались связанными в Афганистане и Ираке. Продолжающиеся волнения в Ираке и приход к власти в Палестинской автономии организации ХАМАС - признаки предполагаемой опасности слишком большой свободы - обеспечивают новые предлоги для репрессий.
В остающиеся 986 дней своего правления Буш имеет выбор: либо он будет сидеть тихо и позволит диктаторам снова возвыситься, либо он будет с ними бороться теми значительными силами, которые все еще у него остались. Его недавнее решение принять в Белом доме Ильхама Алиева, чего тот страстно желал, не является хорошим знаком, потому что президент богатого нефтью Азербайджана всего 6 месяцев назад вопиющим образом сфальсифицировал парламентские выборы в своей стране. Если Буш хочет показать, что все еще всерьез намерен содействовать "расширению свободы", то он мог бы начать с того, чтобы сделать образцовым Египет.
Мубарак, как утверждают, является одним из самых близких друзей Вашингтона в арабском мире, однако он относится к числу тех, кто наиболее бесстыдно игнорирует требования Буша в отношении большей открытости, в то же время принудительно кормя свою 78-миллионную нацию постоянной диетой антиамериканской и антисемитской чуши. Его обещание провести многопартийные президентские выборы прошлой осенью закончилось сомнительным голосованием, в котором он обеспечил себе 88% голосов при очень низкой явке избирателей. Впоследствии он отправил своего главного оппонента Аймана Нуара (Ayman Nour) на каторжные работы сроком на 5 лет по сфабрикованным обвинениям в подделке подписей, чтобы получить возможность выставить свою кандидатуру на выборы. Последовавшие затем парламентские выборы были еще более сомнительными; головорезы правящей партии использовали насилие и мошенничество, чтобы не дать выиграть слишком много мест главной оппозиционной группировке "Мусульманское братство" (Muslim Brotherhood). В наши дни приспешники Мубарака арестовывают мирных демонстрантов, которые выступают в поддержку храбрых судей в их требовании большей независимости и меньших электоральных мошенничеств.
Но почему этот отвратительный режим все еще получает американских субсидий на 2 млрд. долл. ежегодно? Отнимите у Мубарака эти деньги и отдайте их на осуществление продемократических программ на всем Ближнем Востоке. Этот выстрел был бы услышан во всем мире. В отсутствие такого сигнала диктаторы станут только более наглыми и бесстыдными в своем вызове тому, что Буш однажды назвал "не подлежащим обсуждению требованием человеческого достоинства".
____________________________________________________________
Быть ли 'лиге диктаторов'? ("The Washington Post", США)