Похоже, что мировая энергетическая система пошла вразнос. Нефть продается по рекордно высоким ценам, поскольку спрос на нее все увеличивается, несмотря на рост ненадежности поставок. Экспортеры нефти от Ирана до России и Венесуэлы используют свои нефтедоллары для проведения такой политики, которая противоречит интересам и безопасности Запада. Поставки природного газа также становятся все менее надежными.
Корни всех этих проблем заключаются в дисфункции энергетической политики. Страны, имеющие больше всех стимулов для снижения собственной зависимости от непостоянства энергосырьевых рынков - речь, прежде всего, идет о Соединенных Штатах Америки - неспособны к активным действиям, поскольку влиятельные политики считают все серьезные шаги политически опасными. Усилия по наращиванию поставок не оказывают желаемого воздействия, поскольку самые богатые месторождения находятся обычно в тех странах, где ресурсы контролируются государственными компаниями, и где у чужаков мало авторитета. Таким образом, нынешние энергетические дебаты дают вулканы идей, однако идеи эти не оказывают положительного воздействия на рынки, где спрос превышает предложение.
Но такие структурные препятствия на пути серьезной политики остаются невидимыми, потому что дебаты кипят под бессмысленным лозунгом "энергетической безопасности". Правильная политика в области нефти и газа должна начинаться с четкого определения сфер использования этих видов топлива, причем каждый из них требует собственной политической стратегии.
Что касается нефти, здесь главное внимание следует уделять вопросам транспортировки. Автомобили и самолеты лучше всего работают на тех видах жидкого топлива, которые содержат большое количество энергии в малых объемах, и легко переливаются из труб в топливные баки. Усилия по поиску стоящей замены заслуживают внимания, однако, это очень трудная работа. С сегодняшней техникой и технологиями никакое жидкое топливо не может надежным образом превзойти нефть. Жидкое топливо можно изготавливать из угля, как это делается в Южной Африке и Китае. Но процесс этот дорог, а экологические последствия не очень приятны.
Бразилия и Соединенные Штаты Америки сосредоточивают усилия на этиловом спирте, изготавливая его путем перегонки из сахара или зерна. Однако такие программы, на долю производства которых приходится менее 0,5 процента мирового объема жидкого топлива, оказывают совершенно незначительное влияние на нефтяные рынки. Тем не менее, Америка удваивает свои усилия в области производства этилового спирта, потому что ей политически выгодно поддерживать производителей кукурузы и зерна, которые являются важной силой в политике США. На самом деле, рост потребностей в этиловом спирте в Америке привел к формированию более застывшей системы обеспечения топливом, которая на практике вызывает увеличение цен на нефтепродукты. Происходит это вопреки первоначальным заявлениям сторонников этилового спирта о существенном снижении затрат на энергию. Кроме того, та же самая политическая сила блокирует импорт более дешевого спирта из Бразилии.
В принципе, снижения стоимости можно достигнуть за счет так называемого "целлюлозного этилового спирта", поскольку технология его производства подразумевает использование всего растения, а не только зерна. Но как происходит со всеми многообещающими проектами, его выгоды находятся в отдаленной перспективе. Пока никому не удалось заставить работать данную технологию в промышленном масштабе.
Самый лучший способ снизить спрос на нефть заключается в увеличении коэффициента полезного действия при ее использовании. Но и такой выгодный с экономической точки зрения шаг трудно претворить в жизнь. Соединенным Штатам Америки, которые потребляют четверть всей добываемой в мире нефти, вот уже 16 лет не удается повысить нормы по экономичности двигателей своих новых автомобилей. В любой стране с крупной экономикой - даже в Китае - правила экономии топлива более строгие, нежели в США. Политическое лобби блокирует даже самые скромные предложения по введению торговли зачетами за эффективное использование топлива. Такая схема торговли политически затруднительна, потому что она заставит американских автомобилестроителей (которые производят неэкономичные автомашины) покупать дорогие зачеты у иностранных производителей. Ни один из политиков не захочет усугублять проблемы Детройта.
Даже идеи получше, например, более жесткий налог на нефть, так и остаются идеями на страницах газетных рубрик "Мнение читателя" и в академических журналах. Несмотря на то, что сегодня все чаще именуется "энергетическим кризисом", такие идеи редко звучат из уст политиков, стремящихся остаться на плаву в болоте выступающих против налогов консерваторов и автомобильных лоббистов.
В отношении природного газа нужен совсем иной подход. В Западной Европе, которая уже длительное время зависит от импорта газа из России, Алжира и более мелких стран-поставщиков, незащищенность ощущается особенно остро. Однако в принципе с газовой зависимостью справиться легче, чем с нефтяной, потому что у газа в каждой основной области его применения есть топливо-конкурент. В производстве электроэнергии страны просто обязаны сохранять разнообразие видов топлива. Например, они должны следить за тем, чтобы передовые технологии использования угля и ядерного топлива сохраняли свою жизнеспособность.
Хотя "разнообразие" это главный принцип энергетической политики, в реальности такое разнообразие заставляет делать трудный выбор. Например, в континентальной Европе политики и государственные деятели пока еще серьезно не рассматривали противоречие между необходимостью разнообразить источники энергии и действиями по открытию энергетического сектора для конкуренции. Компании на конкурентных энергетических рынках обычно больше всего средств вкладывают в газ, потому что электростанции на газе более компактны, они требуют меньше вложений, чем электростанции на угле или АЭС.
Мечтающие об усилении своей власти поставщики газа забывают об одном: когда у потребителя есть выбор источников, газовый рынок труднее загнать в угол. Алжир усвоил данный урок в 1981 году, когда во время ценового спора с Италией его главный газопровод оказался пустым. Тогда страна выторговала более высокую цену, однако потеряла миллиарды долларов будущих доходов, поскольку утратила репутацию надежного поставщика.
Такой урок должен сегодня отрезвить Россию. В декабре гигантская российская газовая компания "Газпром" прекратила поставки газа в Украину, а та, в свою очередь, начала откачивать газ, предназначавшийся для Европы. (Поправка: поставки были приостановлены в начале января - прим. перев.) "Газпром" в прошлом месяце еще раз побряцал трубой, пригрозив ответными мерами, если Европа посмеет отвыкнуть от российской газовой соски. Хотя руководство компании потворствует российскому национализму (который приветствует бряцание трубопроводным оружием), оно должно понимать, что судьба "Газпрома" основана на его надежности как поставщика газа на выгодные и дающие высокий доход западноевропейские рынки. Точно так же, недавнее решение боливийского президента Эво Моралеса (Evo Morales) о национализации газовых месторождений Боливии поднимет его рейтинг внутри страны и даст какие-то кратковременные дополнительные доходы; однако в то же время, его клиенты в Бразилии и Аргентине начнут поиски источников поставок в других странах. "Ресурсный национализм" сегодня опять в моде. Но для поставщиков газа такой национализм обычно плохо кончается. Не в последнюю очередь это связано с тем, что инфраструктура дорога, а покупатели могут себе позволить быть привередливыми. Потребители газа способны умерить воинственный пыл России, если увеличат количество источников поставок. Здесь может оказать свою существенную помощь мощный рынок сжиженного природного газа.
Тенденция к возникновению тупиковых ситуаций в энергетической политике означает, что политики должны сосредоточить усилия на принятии важных, но трудных решений. К ним относится эффективность использования нефти и разнообразие источников в поставках газа. Однако перспективы серьезной политики в этом направлении довольно слабы, поскольку Соединенные Штаты Америки, которые должны взять на себя роль лидера, больше всех тормозят данное движение. К счастью, рынки реагируют на возникающие проблемы самостоятельно, хотя довольно медленно и неравномерно. Высокие цены на нефть вызывают шаги по сбережению и поиски новых поставщиков. Увеличивается объем продаж сжиженного газа. Покупатели газа с большей осторожностью относятся сегодня к газу из России, чем десять лет назад, когда эта страна считалась надежным поставщиком. Если дисфункция политической системы в вопросах энергетики сохранится, то самым лучшим выходом из положения станет, пожалуй, отсутствие всякой энергетической политики.
Автор статьи является директором программы Стэнфордского университета по энергетике и устойчивому развитию, а также старшим научным сотрудником Совета по международным отношениям. Вместе с Марком Хайесом (Mark Hayes) и Эми Джаффе (Amy Jaffe) он является соредактором работы "Геополитика природного газа" (The Geopolitics of Natural Gas), которая будет опубликовано в следующем месяце издательством Cambridge University Press.