Лишившись большинства в парламенте, польские консерваторы не смогли договориться с представителями либеральной партии 'Гражданская платформа' и 5 мая, в пятницу, сформировали правительство из популистов и ультраправых националистов. Президент Лех Качиньский назначил Анджея Леппера, главу крестьянской партии 'Самооборона' и Романа Гертыха, лидера партии 'Лига польских семей', вице-премьерами кабинета Казимежа Марцинкевича.
Первый из них с 1990-х годов не ладит с законом из-за того, что не раз ставил на дорогах заслоны из тракторов. Он станет. . . министром сельского хозяйства. Второй, идеолог ультранационализма, гомофоб, вдохновитель движения 'Молодежь великой Польши', антисемит, католик-интегрист (интегристами называют правых католиков - последователей кардинала Лефевра, не принявших постановлений Второго Ватиканского Собора - прим. пер.), поддерживающий радиостанцию 'Радио Мария', которая вызывает беспокойство даже у Ватикана, будет министром образования.
Оба политика не скрывают своего отрицательного отношения к интеграции Польши в Европу, хотя г-н Леппер начал теперь похвально отзываться о выделяемых ЕС субсидиях. Их назначение повлекло за собой отставку министра иностранных дел Стефана Меллера, дипломата, уроженца Франции, одного из последних представителей 'Солидарности' в польском правительстве.
Эта перетасовка министров знаменует собой конец переходного посткоммунистического периода. Бывшие коммунисты, превратившиеся в социал-демократов, и наследники 'Солидарности' пришли к власти в первое десятилетие возвращения в страну демократии. Выборы, состоявшиеся прошлой осенью, сильно проредили их ряды. Силы, исчезнувшие во время сорокалетнего пребывания Польши в советском лагере, снова всплывают на поверхность. Можно подумать, что политический пейзаж Польши обретает черты предвоенной эпохи. Возможно, это вынужденный и временный этап, который закончится, когда Польша станет воистину современной демократической страной, где ультранационалистические и обскурантистские движения не получат ни единого шанса войти в состав правительства.
Это - для самоуспокоения. Эти рассуждения не смогут развеять обеспокоенность тем, что влияние крайне правых сил в одном из основных государств 'новой Европы' усиливается. С момента начала переговоров о вступлении в ЕС, Польша рьяно защищала свои, и только свои интересы. Ничего противоестественного. Совсем другое дело наблюдать приход к власти партий и персоналий, которые органически не приемлют ни европейские ценности, ни задачи, которые ставит перед собой Европа. Аналогичная ситуация произошла в начале XXI века, когда в правительство консерваторов Австрии вошли популисты Йорга Хайдера. В то время против Австрии применили 'санкции'. Сегодня Европейский Союз безмолвствует. Он очень устал, и сил на возмущение у него не осталось.