Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Из России с раскруткой

Путинское правительство пытается подправить свой имидж на Западе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конечно, Кремль не единственный, кто борется с отрицательным образом России. Прокремлевские журналисты и аналитики тоже бьются со своими американскими коллегами по вопросам антидемократического уклона страны. Несколько месяцев назад Совет по международным отношениям опубликовал доклад, озаглавленный "Неверное направление России: что могут и должны сделать США".

ПОСЛЕ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 1998 г. и политической дезинтеграции президента Бориса Ельцина во внешнеполитических кругах задавали один вопрос: "Кто потерял Россию?"

Ответить на него было непросто. Сначала республиканцы в Палате представителей винили Эла Гора (Al Gore) и чиновников Белого дома, отвечавших за отношения с Россией, за безоговорочную верность Ельцину и его зачастую сомнительным политическим решениям. На последовавших слушаниях Палаты Международный валютный фонд отругали за неразборчивость в предоставлении массовых займов, которые быстренько экспроприировались бандой олигархов и кремлевской элитой (кое-кто считает, что это одно и то же). Лидер большинства Палаты Дик Арми (Dick Armey) громко возмущался, что Россия превратилась в "разграбленную и обанкротившуюся зону анархии, при этом ядерную", а госсекретарь Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright) призывала всех к спокойствию и просила "помнить, что Россия - не часы и не брелок с ключами, который можно не туда положить".

Несколько лет спустя Россию нашли - ее былые качества были возрождены благодаря непоколебимой поддержке, которую президент Путин оказывал Соединенным Штатам после терактов 11 сентября. В докладе об американской Стратегии национальной безопасности 2002 г. много говорится о том, что две страны "все больше объединены общими ценностями. Россия находится в процессе вселяющей надежды трансформации, устремляясь к демократическому будущему и становясь партнером в войне с терроризмом".

Перестала она быть и "обанкротившейся зоной". Благодаря растущим ценам на энергоносители, российская экономика при Путине возродилась, а подачки Запада канули в прошлое. С 2000 г. Россия не одолжила у МВФ ни пенни, а оставшиеся долги выплачивает с опережением графика. Более того, на недавней встрече министров финансов "большой восьмерки" Россия выразила готовность списать долги 16 беднейшим странам мира на общую сумму 700 млн. долларов. Российский Стабилизационный фонд, в который "на черный день" откладываются сверхдоходы от нефти, достиг 70 млрд. долларов.

ОДНАКО НЕСМОТРЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ и энергичного, пользующегося популярностью у населения президента (рейтинг Путина стабильно держится в районе 70%), похоже, что найденное опять утеряно. На конференции в Литве на прошлой неделе вице-президент Чейни открыто заявил, что "в сегодняшней России противники реформ стремятся свести на нет достижения последнего десятилетия".

Новое беспокойство вызвано консолидацией власти в Кремле, растущим давлением на гражданское общество и нарушениями прав человека в Чечне. Не говоря уже о внешней политике осмелевшей России, начиная с вмешательства в выборы на Украине в 2004 г. и заканчивая ее отношениями с Ираном и попытками подружиться с ХАМАС. Недавно корреспондент "Washington Post" Энн Аппельбаум (Anne Applebaum) присоединилась к Андрею Илларионову, бывшему советнику Путина по экономическим вопросам, выразившему сомнения в том, что Россия вообще должна быть членом "большой восьмерки".

Точно так же, как критика политики Эла Гора в отношении России стала оружием Республиканской партии на выборах 2000 г., вопрос "Кто потерял Россию-2" наверняка станет широко обсуждаться через два года, когда президент Буш уйдет в отставку. Сенатор Джон Маккейн (John McCain) уже присоединился к хору критиков, заметив в передаче "Разговор со страной" ("Face the Nation") на прошлой неделе, что в стране "наблюдается стабильный регресс и своего рода попытка восстановить прежнюю советскую империю".

Поскольку до недавнего времени критика, высказываемая Белым домом в адрес России, была редкой и зачастую осторожной, у Кремля могло создаться ложное ощущение безопасности будущего двухсторонних отношений. Но теперь российское руководство осознало, что у него серьезная проблема с имиджем, которую надо срочно решать.

В 2005 г. правительство России создало англоязычный телеканал Russia Today, который предлагает западным зрителям оперативную информацию напрямую из источника. Говорят даже о выходе на арабский рынок. Американскую пиар-компанию Ketchum наняли для того, чтобы помочь России в решении коммуникационных проблем, особенно накануне важного июльского саммита "большой восьмерки". Поскольку явного лобби у России нет, Кремль также пытается возродить Российско-американский деловой совет, чтобы бороться с авторитарным имиджем страны и ее руководства.

Конечно, Кремль не единственный, кто борется с отрицательным образом России. Прокремлевские журналисты и аналитики тоже бьются со своими американскими коллегами по вопросам антидемократического уклона страны. Несколько месяцев назад Совет по международным отношениям опубликовал доклад, озаглавленный "Неверное направление России: что могут и должны сделать США".

В документе Кремль укоряют за отход от демократии. В ответ российские исследователи Виталий Иванов и Константин Симонов опубликовали статью "Верное направление России: что хотят сделать США?", в которой подробно разбирается доклад Совета и делается дерзкий вывод: "Укрепив единство государства изнутри, проводя все более самостоятельную внешнюю политику, заново предъявляя себя в качестве ядерно-энергетической державы, Россия идет по единственно верному для себя пути.: Россия должна продолжить укрепление своей защиты от "демократизаторов", мечтающих об "империи демократии"".

Как заметил редактор "National Interest" Николас Гвоздев, "мы в Америке никогда не думали, что Россия оправится и начнет командовать". Любопытно, что Кремль избрал западную концепцию маркетинга, чтобы донести до нас эту мысль.

Игорь Хрестин - участник программы изучения России при Американском институте предпринимательства.

____________________________________________________________

Неужто Чейни действительно знает, что у Путина на душе? ("National Review", США)