Сегодня, когда энергетика все сильнее влияет на благополучие миллиардов людей во всех уголках планеты, мировые лидеры сталкиваются с настоятельной необходимостью серьезного планирования обеспечения энергетической безопасности. Российская Федерация сделала создание подобного плана, который служил бы интересам всего международного сообщества, своим главным приоритетом на встрече лидеров 'Группы Восьми', которую она примет в июле в Санкт-Петербурге.
Именно поэтому мы столь глубоко и озадачены прозвучавшими недавно со стороны Запада высказываниями, искажающими российскую энергетическую политику. Реальная суть вопроса в том, что Россия ушла от установлений советской эпохи, в рамках которых наши соседи получали энергоносители по сниженным ценам, и обратилась к рыночным механизмам ценообразования. Мы продолжаем добиваться дружественного и наполненного практическим содержанием сотрудничества между разными странами, с тем чтобы создать сбалансированную систему энергетической безопасности, обеспечивающую равные возможности для всех.
Мы понимаем, что, чтобы стерлись воспоминания о старых временах, нужно много времени. Но для Запада пришло время признать, что Россия достигла определенной стадии прогресса, и признать ее растущую роль.
Однако наши действия постоянно подвергаются неверному толкованию. В то самое время, когда Россия начинает быстрый переход к рыночным принципам, нас обвиняют в политизации энергетического вопроса.
Всем нам пришло время двигаться вперед, играть по одинаковым правилам и работать вместе ради создания политики энергетической безопасности. Конечно, мы вряд ли будем соглашаться друг с другом в каждой мелочи, но все же, надеюсь, сумеем достичь согласия по самым важным составляющим программы обеспечения энергетической безопасности.
В первую очередь необходимо решить вопрос справедливого ценообразования. Мы полностью согласны с нашими партнерами на Западе в том, что советские субсидии и советское расточительство необходимо оставить в прошлом. Россия субсидировала экономики многих бывших советских республик, поставляя им энергоресурсы по ценам, составлявшим четверть от среднемировых, в течение пятнадцати лет, минувших с момента распада Советского Союза.
Этому субсидированию должен быть положен конец - не по политическим, но по экономическим причинам. Либерализация цен и прекращение субсидирования энергоресурсов фигурируют в качестве главнейших условий допуска бывших республик Советского Союза во Всемирную торговую организацию, поскольку их выполнение приведет к использованию энергосберегающих технологий и повышению конкурентоспособности.
Далее, мы должны обеспечить непрерывность поставок для всех потребителей в духе доверия, прозрачности и справедливости. Наш план постройки Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря имеет целью диверсификацию маршрутов поставок газа в Европу. Мы ясно дали понять, что намерены уважать и добросовестно исполнять свои обязательства перед европейскими потребителями газа, и что мы примем те же правила, что и все остальные, и будем эти правила соблюдать.
Любые политические действия, предпринимаемые странами Европейского Союза, должны показывать их верность обязательству обеспечения всеобщего равного доступа на рынок для обеспечения энергетической безопасности на всем континенте.
Решать вопрос энергетической безопасности необходимо сейчас. Ждать более нельзя, ибо ставки слишком высоки. Во всем мире более двух миллиардов человек не имею доступа к современным услугам в сфере энергетики; у многих из них нет даже электричества. А это, в свою очередь, лишает их доступа ко многим благам и преимуществам цивилизации. Чтобы добиться стабилизации глобальных энергетических рынков, развития инновационных технологий, использования возобновляемых источников энергии и защиты окружающей среды, действовать необходимо уже сейчас.
Мы должны сформировать систему долгосрочных, надежных и экологически приемлемых поставок энергоносителей по ценам, разумным с точки зрения как стран-потребителей, так и стран-экспортеров энергоресурсов. Также необходимо определить перечень практических мер, обеспечивающих устойчивый доступ мировой экономики к традиционным источникам энергии. Мы должны поддерживать развитие программ энергосбережения и развивать альтернативную энергетику.
Прошлой осенью, когда я был с визитом в Америке, меня приняли с распростертыми объятиями. Недавно в своем выступлении перед аудиторией Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace) Сэмюэл Бодман (Samuel Bodman), министр энергетики США, выразил поддержку направлению, в котором мы движемся. Он заявил: 'Россия и Соединенные Штаты вместе работают над тем, чтобы сделать мир безопаснее'.
Будем надеяться, что в июле этого года, когда лидеры наших коллег по 'Большой восьмерке' соберутся в Санкт-Петербурге, это собрание пройдет в атмосфере серьезного диалога и практического сотрудничества. Будем надеяться, что призраки прошедшей 'Холодной войны' не заслонят от нас наши благородные цели.
Чтобы наши взаимные интересы и наша общая роль в развитии мира развивались в полной мере, все стороны должны быть готовы к тому, чтобы устаревшие взгляды ушли в прошлое и сформировалось новое лицо сотрудничества.
Автор статьи - министр промышленности и энергетики России.