Центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies)
____________________________________________________________
Thursday, May 11, 2006; 12:00 AM
Ужасная репутация, закрепившаяся за Владимиром Путиным в отношении демократии и соблюдения прав человека, должна заставить каждого задаться вопросом, не следует ли правительству Буша уклониться от встречи лидеров 'Группы Восьми', намеченной на июль этого года в Санкт-Петербурге. Правда, уклонение от нее ни на йоту не изменит ситуацию внутри России и, наоборот, только подогреет мнение о том, что западные демократии ведут себя двулично: требуют от других перестраиваться, а тем временем нарушают права человека сами.
В противостоянии радикалам-исламистам и в стремлении добиться более высокого уровня безопасности для своих жителей, главные страны евроатлантического сообщества все более готовы к тому, чтобы игнорировать или сквозь пальцы смотреть на собственные обязательства в сфере международного гуманитарного права и соблюдения прав человека.
Вопрос 'права или безопасность?' должен подниматься на любом трансатлантическом форуме. Если же просто говорить, что Россия 'плохая', а Запад 'хороший', то от наблюдателя скрывается опасная динамичность подобных проблем.
Конечно, это не тот аргумент, какой мог бы позволить забыть обо всех свидетельствах нарушения прав человека в Российской Федерации. Еще тогда, когда все вокруг расхваливали Путина и называли его реформатором, я много писала по этому вопросу. Уже несколько лет я работаю с молодым поколением российских правозащитников; мы ведем борьбу за права человека сразу по нескольким направлениям. Мои коллеги опубликовали множество докладов, в которых максимально подробно описываются случаи исчезновения людей, избиений, домогательств и запугивания. Причем экстремизм, описанный выше, проистекает из образа действий властей, печально известного по событиям в Чечне и других регионах Северного Кавказа.
Однако до недавнего времени позиция евроатлантического сообщества по поводу нарушений прав человека внутри России была поразительно противоречивой. Например, в ноябре 2005 года, когда в Европейском Союзе председательствовала Великобритания, по результатам так называемых 'парламентских выборов' в Чечне ЕС послал России поздравительный адрес, хотя эти 'выборы' вытекали прямиком из референдума 2003 года, результаты которого многие считают подтасованными.
Более того, представляется, что позиция евроатлантического сообщества двулична не только по вопросу нарушений прав человека внутри России, но и по вопросу нарушений прав человека вообще. Борьбу с террором методами, которые только сильнее разжигали вражду, отвращали от нас мусульманское население и в конечном счете не сдерживал экстремизм, а лишь поощряли его, вели и ведут именно государственные органы, включая вооруженные силы, спецслужбы и полицию.
Есть и еще один аспект. Размывание норм и законов в области защиты прав человека руками крупнейших государств и евроатлантических институтов стало, кроме прочего, одним из факторов отрицательной политической направленности некоторых государств Евразии. Из чего со всей неизбежностью, пусть этого никто и не хотел, вытекало то, что защитники прав человека в каждой отдельной стране попадали во все большую изоляцию, а позиции сторонников авторитарной власти, наоборот, усиливались. В некоторых случаях это обстоятельство становится для террористов дополнительной мотивацией, но больше всего беспокоит то, что те, кто во всем этом регионе отвечает за принятие политических решений, либо не признают, либо не понимают, что нарушения прав человека - неважно, связаны ли они с самой сутью проводимой политики или с действиями людей, чьими руками она проводится - приводят к очень серьезным негативным последствиям.
Действовать необходимо в нескольких направлениях одновременно: разработать эффективную и разумную политику относительно России и ее отхода от демократических норм и стандартов прав человека; восстановить наши собственные нормы и законы в этой области; и - и это будет труднее всего - найти способы снизить риск очередного всплеска терроризма. Все это - проблемы настолько сложные, что единого рецепта для их решения попросту не существует. Для разрешения этих вопросов необходимо действовать сообща, с обсуждением проблемы во всех секторах международного сообщества.
Результаты некоторых уже проведенных исследований показывают, что эффективная контртеррористическая политика, уважение к правам человека и соблюдение законности неразрывно связаны между собой. Однако для того, чтобы убедить в этом людей, принимающих решения - что в Соединенных Штатах, что в Европе, что в Евразии, - требуется провести гораздо более серьезную эмпирическую и просветительскую работу.
И работу эту лучше всего начинать до того, как либо Россия намертво выключит нас из процесса, либо мы сами еще сильнее собьемся с курса, либо террористы нанесут новый удар. Поэтому вопросом 'права или безопасность?' обязательно необходимо задаться во время встречи 'Большой восьмерки' - если не в Санкт-Петербурге в 2006 году, то в Берлине в 2007-м.
Сара Э. Мендельсон - старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) по исследовательской программе России и Евразии.
____________________________________________________________
Центр стратегических и международных исследований - частная исследовательская организация (от уплаты налогов освобождена), занимающаяся международными проблемами публичной политики. Исследования проводятся на непартийной и незаказной основе. CSIS не занимает определенных позиций по тем или иным политическим вопросам; следовательно, все взгляды, позиции и выводы, содержащиеся в статье, отражают исключительно личную позицию автора.