В октябре в Латвии пройдут парламентские выборы. Это будет первое волеизъявление граждан страны после вступления Латвии в Евросоюз. Одна из особенностей грядущих выборов - возросшее число радикальных латышских партий, которые готовы занять места в парламенте. Правда, русскоязычные партии сдаваться без боя не намерены.
Правый марш
Еще до вступления Латвии в ЕС, которое официально произошло 1 мая 2004 года, многие местные политологи предсказывали, что значимость Сейма (так в Латвии называется парламент) существенно снизится. Да, Латвия парламентская республика, где президент играет скорее представительскую роль, а премьер-министр зависит от внутренних брожений в Сейме. Но по мнению экспертов, теперь для всех политических сил Латвии есть только две важные цели - места в Европарламенте и власть в местных самоуправлениях. А вот Сейм становится малопривлекательным местом, ведь реально осваивать европейские деньги начнут городские думы и районные самоуправления. Ну, а выбиваться деньги на различные проекты и сферы экономики будут в Брюсселе, в Европарламенте.
Однако первые месяцы жизни Латвии в ЕС показали, что прогнозы политологов не совсем соответствует действительности. Во-первых, мандаты евродепутатов от Латвии мало что дают для реальной работы на благо страны. Это и понятно: 9 мандатов из 730 . А во-вторых, политическая элита быстро перестроилась, и началась массовая перекупка руководства самоуправлений. В итоге власть в городах и районнах республики быстро поделили между собой главные партии страны, которые и создали коалиционое правительство: Новое время (правая партия, националистического толка, с явным влиянием США, во главе которой бывший глава Центробанка Латвии Эйнар Репше), Народная партия (правая партия, с националистической риторикой, но ставящая на первое место бизнес-интересы своих учредитлей, в частности, экс-премьера Андриса Шкеле), Первая партия (иначе "партия священников", позиционирующая себя как христианская партия, проект миллионера и олигарха Айнара Шлесерса).
Непримеримые пчелы
Согласно самым свежим социологическим исследованиям, случись выборы в Сейм уже завтра, то Новое время получило бы 14,4% голосов избирателей, "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) - 9,3%, Народная партия - 8,3%, ТБ/ДННЛ - 7,5%, Латвийская первая партия - 5,8%, Центр согласия - 5%. Однако уже сегодня аналитики предвещают, что после выборов новое правительство вновь создадут правые партии, ориентированные на националистическую риторику. Но шансы русскоязычных партий Латвии быть представлены в Сейме совсем не плохие, и они по-прежнему могут если не останавливать затеи националистов, то хотя бы раскрывать их планы и предавать огласке.
Так с каким же планами и багажом стартуют на парламентские выборы русскоязычные партии Латвии? Скорее всего, за окрепший русскоязычный электорат (все же процесс натурализации идет нарастающим темпом) будут бороться две партии: За Права человека в единой Латвии (ЗаПЧЕЛ) и Центр согласия. Пусть немного, но все же голоса избирателей может урвать и Первая партия.
Пожалуй, ЗаПЧЕЛ наиболее крепкий игрок, с большим опытом предвыборной борьбы и политическим багажом. Большой плюс в этом политическая торговая марка, которая хороша известна избирателю. Среди лидеров депутат Европарламента Татьяна Жданок, депутаты Сейма Яков Плинер и Владимир Бузаев. Они активно принимали участие в мероприятиях по защите прав русскоязычных жителей Латвии на протяжении 15 лет, именно лидеры ЗаПЧЕЛ стояли у истока штаба Защиты русских школ, общественной организации, которая проводила массовые акции против реформы русских школ Латвии. Также ЗаПЧЕЛ являлась главным организатором акций против шествия легионеров по улицам Риги. Безусловно, ЗаПЧЕЛ будет представлен в новом Сейме, но нужно отметить следующую, пусть не столь существенную, но все же эволюцию настроения избирателя: на протяжении всех 15 лет независимости ЗаПЧЕЛ был представлен как в Сейме, так и в самых крупных самоуправлениях Латвии.
До недавнего времени "пчелы" входили в правящую коалицию Рижской думы. Но за эти годы положение русскоязычных жителей Латвии, особенно неграждан Латвии, коренным образом не изменилось. Избиратель недоволен вечным оппозиционнным углом, в котором находится политическое объединение, а некоторые уже стали стесняться "запчеловского" радикализма. Надо сказать честно, что крайне негативно к ЗаПЧЕЛ относятся не только ведущие латышские партии, но и подавляющая часть латышей, которая считает "пчел" врагами государства. Впрочем, ЗаПЧЕЛ не спешит искать компромиссы и даже гордится своей непримиримой позицей.
У некоторой части русскоязычного электората вызывает раздражение и фигура предводительницы ЗаПЧЕЛ Татьяны Жданок. Занявши кресло в Европарламенте, она вместо конкретных дел на благо русских Латвии увлеклась безусловно полезными, но всеже слишком глобальными проектами, от которых тем же негражданам мало проку. То она создает некое политическое объединение русских, живущих в Евросоюзе, то некий информационный портал для них же и т.д.
Плохую службу ЗаПЧЕЛ может сослужить и политическая неразборчивость. В одном из крупнейших городов Латвии - Лиепае, ЗаПЧЕЛ сблокировался с незначительной радикальной Латвийской национал-демократической партией, которая являлась филиалом Баркашова и его РНЕ, да и до сих пор использует фашистские атрибуты. Также есть информация, что по некоторым вопросам в Сейме, как правило экономического характера, депутаты фракции ЗаПЧЕЛ голосуют по договоренности с фракцией Народной партии. Это подтверждает и свежий факт смены власти в таком крупном русскоязычном городе, как Резекне, где благодаря именно голосу депутата от ЗаПЧЕЛ был снят с должности "левый" мэр из Центра согласия, а его пост занял представитель националистически ориентированный Народной партии.
И все же несмотря на это ЗаПЧЕЛ остается силой, которая реально может противостоять возрастающему радикальному национализму в Латвии, организовывать крупные марши протеста и озвучивать нарушение прав русскоязычных жителей Латвии на международной арене.
Левый компромисс
Известное изречение - новое - это хорошо забытое старое - как нельзя лучше подходит к Центру согласия. Партия эта хоть и зарегистрирована в конце прошлого года, но создана она ветеранами политической жизни Латвии. Среди ее учредителей Новый центр и Партия народного согласия, которые активно все эти годы окучивали русскоязычный электорат. В отличие от непримиримых лидеров ЗаПЧЕЛ, глава Нового центра бывший вице-мэр Риги Сергей Долгополов и лидеры Партии народного согласия, первый глава МИД ЛР Янис Юрканс, а также Янис Урбанович, пытались занимать по всем спорным национальным вопросам более мягкую позицию. Они неоднократно искали общие точки соприкосновения с руководящими правыми партиями, чтобы всеми правдами и неправдами попасть в правящую коалицию. Но это так и не удалось. Вместе с тем весьма невразумительная позиция по реформе русских школ, а также постоянные метания "и вашим и нашим" отвратили большую часть избирателей от этих партий.
Поэтому после неудач на выборах в Европарламент было решено объединить свои силы в одну партию - Центр соглаися. Для того чтобы придать свежее дыхание новой партии, на пост председателя ветераны выдвинули широко не известного избирателям 30-летнего тележурналиста и собкора ИТАР-ТАСС Нила Ушакова. Ряд электронных СМИ Латвии утверждает, что он компромиссная фигура спонсоров партии, на самом деле все решения принимаются такими политическими зубрами, как Долгополов и Урабнович. Также следует отметить, что по неофициальной информации, Центр согласия является "проектом" латвийского банка Парэкс лично его президента Валерия Каргина.
У кого реальная власть?
Несмотря на позицию примерения русских и латышей, на попытки сглаживать противоречия по многим болевым вопросам латышская политическая элита не принимает всерьез Центр согласия. Учитывая горький опыт "соглашательства", идеологи партии сами не верят в результативность своих установок и поэтому делают весьма противоречивые шаги. Несмотря на то, что Центр согласия была объявлена как центристская партия, ориентированая на прагматичную молодежь, в партию была принята Социалистическая партия Латвии, которую возглавляет бывший глава компартии Латвии Альфред Рубикс. По неофициальной информации, Центр согласия ведет переговоры о поддержке с рядом других радикальных организаций, которых можно охарактеризовать как "красных радикалов".
И все же Центр согласия ведет разумную и последовательную политику сближения латышей и русских, которая, понятно, вряд ли привлечет латышского избирателя, но вот может быть приемлема для русских в Латвии, которым надоело это противостояние. И таковых, как показывает последние опросы, совсем не мало.
Сегодня, особенно в России, часто озвучиваются идеи, что Центр согласия или ЗаПЧЕЛ могут войти в состав правительства, который будет формировать новый Сейм. Однако реальность такова, что шансы у этих русскоязычных партий, хоть немного пробиться к власти на правительственном уровне почти равны нулю. Этого не допустят не только правые партии, у которых и сегодня подавляющее число голосов в парламенте, но вряд ли подобный мезальянс одобрят американские партнеры Латвии, очень пристально следящие за перепетиями внутренней политики страны. А поэтому, как ни прискорбно, русскоязычное население вновь будет довольствоваться оппозиционной ролью своих представителей в Сейме. Но это не означает, что нужно опускать руки. Скорее всего, взяв 10-15 мест из 100 в парламенте, русские партии могут отыграться на выборах в самоуправления, где у них очень сильные позиции. И еще не известно, что выгоднее: заседать в парламенте или же реально руководить на местах.