Узбекистан, изгой международного сообщества, ищет поддержки в России. Путина это радует. В результате он может выдвигать более серьезные претензии на гегемонию в регионе.
Диктатор из Узбекистана казался напуганным и робким. Ислам Каримов почти не осмеливался смотреть в объектив камеры. Владимир Путин пригласил мясника Андижана накануне годовщины событий, произошедших в этом городе, в свою резиденцию в Сочи. Главе Кремля понравилось раболепное поведение узбекского президента, который после распада Советского Союза решительнее всех из правителей в Средней Азии выступал против российских претензий на гегемонию в регионе. И вот теперь презираемый международным сообществом Каримов сидел у Путина и домогался помощи у нелюбимого соседа, ведь узбекам может снова прийти в голову идея избавиться от него. В таких случаях Кремль именно то место, куда всегда можно обратиться за помощью. В ответ на это узбек хочет продемонстрировать свою признательность и обещает русским лучшие государственные энергетические предприятия. Набирающая силу сырьевая держава уже не один рассчитывает на это. Контроль над среднеазиатской энергетикой обеспечил бы России не только монопольное положение в регионе. Глава Кремля Путин почти не мог сдержать радости и заверил оказавшегося в трудном положении диктатора в том, что позаботится о порядке - в "нашем доме, подчеркнул Путин.
Российско-узбекскому сближению предшествовало похолодание в отношениях с США. После событий 11 сентября Узбекистан приветствовал США и предоставил в их распоряжение военную базу в Ханабаде для обеспечения операции в Афганистане. Элита из числа сил безопасности чувствовала себя оскорбленной, хотя Москва предоставила бывшим республикам суверенитет и вывела свои войска из Средней Азии, за исключением Таджикистана. Между тем Москва сохраняла свои имперские претензии. Критика нарушений прав человека и требование независимого расследования бойни в Андижане ускорили разрыв Ташкента с Вашингтоном. В июле 2005 года Узбекистан потребовал на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую наряду с Россией и Китаем входят Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан, вывода американских войск. Россия и Китай активно поддержали это требование. Для обеих стран присутствие США в непосредственном соседстве все равно, что бельмо на глазу. В ноябре прошлого года, за неделю до того, как Узбекистан должен был покинуть последний американский транспортный самолет, Россия и Узбекистан, подписали Договор о взаимной военной и политической помощи в случае возникновения угрозы национальной безопасности одной из стран. Теперь ничто не мешает созданию российской военной базы. Узбекистан, предположительно, присоединится также к Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую, кроме России, Белоруссии и Армении, входят также среднеазиатские государства Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Долгое время эта военная организация СНГ, созданная в 1992 году, играла второстепенную роль.
Сегодня Москва была бы не против, чтобы НАТО заключила с ОДКБ всеобъемлющий договор. Тем самым Москва надеется получить косвенное признание этой организации, считают наблюдатели. На такие же тесные связи с Москвой, как у Узбекистана, не шли даже традиционные союзники Москвы: Казахстан, Таджикистан и Киргизия.
Кстати, киргизский президент Курманбек Бакиев незадолго до своего первого государственного визита в Москву тоже поставил США ультиматум, связанный с выводом их войск. Вашингтон имеет в Киргизии авиабазу "Ганчи". Чего добивался президент, пришедший год назад к власти в результате Революции тюльпанов, пока непонятно. Бакиев, однако, отыграл назад после того, как с критикой выступила оппозиция. Теперь Бишкек требует от американцев еще большую арендную плату. Маленькая Киргизия, за которой с подозрением наблюдают и русские, и китайцы, в сущности, должна была бы быть счастлива в связи с присутствием США. К тому же у русских с 2003 года уже есть своя военная база в Канте, и они планируют наращивать свое присутствие.
В возвращении своего влияния Россия достигла в 2004 году своей первой этапной победы. Москва, вступив в Организацию среднеазиатского сотрудничества (ОСС), лишила содержательности концепцию союза, ставившего целью региональную интеграцию. Слияние ОСС в конце 2005 года с Евразийским экономическим сообществом, в которое входят Россия и Белоруссия, может лишь помешать самостоятельной политике развития Средней Азии.