Как явствует из одного конфиденциального досье, британский адвокат, погибший в катастрофе вертолета на южном побережье Англии, был в центре кампании по компрометации президента Владимира Путина и его главных соратников.
Стивен Кертис (Stephen Curtis), погибший в 2004 году, был президентом британской компании безопасности "ISC Global", которая работала на группу российских магнатов, замышлявших заговор против Путина.
В досье говорится, что эта компания ставила перед собой цель "дискредитировать Путина и его окружение". Объектами слежения являлись 11 россиян, от министра обороны до владельца футбольного клуба "Челси" Романа Абрамовича.
ISC была поставлена также задача построить роскошную яхту и подобрать на нее команду, которая была бы способна отразить вооруженное нападение. Яхту предполагалось использовать в качестве плавучего убежища для олигархов, которых разыскивала Москва по обвинениям в мошенничестве.
Сорокапятилетний Кертис погиб в марте 2004 года вместе с тридцатичетырехлетним пилотом Максом Рэдфордом (Max Radford), когда вертолет, следовавший в Дублин, рухнул на землю неподалеку от аэропорта Бурнемаут.
Исследование обломков вертолета почти не пролило света на причины катастрофы, и в ноябре прошлого года большое следственное жюри вынесло заключение, что смерть Кертиса наступила в результате несчастного случая. Однако ряд фактов остались необъясненными. Выяснилось, что Кертис получал угрозы, чувствовал, что за ним следят, и незадолго до катастрофы предупредил одного своего родственника: "Если в предстоящие 2 недели со мной что-нибудь случится, это не будет несчастный случай".
Даже следователь, который вел дело о гибели Кертиса, признал, что его смерть "имеет все компоненты шпионского триллера". Связь Кертиса с компанией ISC не была исследована и не учитывалась при вынесении заключения большого следственного жюри. Родители погибшего пилота не согласны с этим заключением. Их адвокат потребовал публичного расследования дела.
Досье, с которым ознакомилась редакция газеты "The Sunday Times", показывает, что компания ISC финансировалась некоторыми из богатейших, но самых разыскиваемых людей России. В их число входили Михаил Ходорковский и Леонид Невзлин, являющиеся совладельцами "Group Menatep", которая стояла за второй по величине в России нефтяной компанией ЮКОС.
Кертис, уже работавший на "Menatep ", штаб-квартира которой находилась на Гибралтаре, был назначен президентом ISC, которая в первые 3 года, согласно финансовым документам, получила от россиян 6 млн. английских фунтов стерлингов. Ему с его опытом было поручено создать сложные оффшорные структуры, чтобы рассредоточить огромные прибыли ЮКОС'а. Вопросами безопасности занимались два бывших сотрудника Скотленд-Ярда.
ISC осуществляла слежение за видными фигурами в России после того, как Путин в октябре 2003 года санкционировал арест Ходорковского по обвинениям в мошенничестве и в уклонении от уплаты налогов в момент, когда его реактивный самолет дозаправлялся в Сибири. Путин хотел разрушить ЮКОС и вернуть активы этой компании обратно в руки Кремля.
Невзлин, которого разыскивают российские правоохранительные органы по обвинению в организации заказного убийства, перебрался в Израиль, тогда как группа высокопоставленных менеджеров ЮКОС'а бежала в Лондон. Были наняты лондонские адвокаты, чтобы отбиться от поступивших из Москвы просьб об экстрадиции, которые, как утверждают олигархи, политически инспирированы.
ISC осуществляла так называемый "мониторинг" с целью анализа информации о ходе битвы за экстрадицию. Бывшие военнослужащие Специальной авиадесантной (разведывательно-диверсионной - прим. пер.) службы Великобритании (Special Air Service, SAS) исполняли обязанности телохранителей клиентов, которые, как считалось, могли быть похищены Москвой.
Источники в ISC сообщили, что эта компания также разрабатывала планы переоборудования под заказ роскошной яхты "Constellation" стоимостью 30 млн. фунтов, которая должна была стать убежищем для разыскиваемых менеджеров. Требованиями к яхте предусматривалась оборона от возможного вооруженного захвата, для чего в состав ее команды вводилась группа специального оружия (Special Weapons Assault Team, SWAT), которая должна была пройти "курс подготовки по ведению боевых действий и предотвращению похищений людей".
Жилые помещения яхты должны были быть защищены пуленепробиваемыми стеклами, а в кают-компании предполагалось установить "генератор белого шума" (white noise), чтобы помешать прослушиванию.
Из требований к яхте можно заключить, как предполагалось развлекать ее пассажиров. Там, в частности, есть раздел "Порядок проверки благонадежности и личного досмотра 'ночных бабочек' (!) на борту". Также было сказано, что персонал такого рода следовало набирать через проверенные агентства.
Проведение кампании по сбору компромата было санкционировано Невзлиным, который, по свидетельству одного инсайдера ISC, заявил руководству компании, что необходимо провести "самое широкое расследование". ISC подготовила 12-страничный проект документа с грифом "Секретно", с которым один из ее партнеров ознакомил Невзлина в Израиле. Этот олигарх, по свидетельству вышеупомянутого источника, выделил 37 млн. фунтов на первый этап операции. Планировалось организовать в масштабе всего мира "чувствительную и деликатную" операцию по "сливу" журналистам и правительствам ложной или компрометирующей информации о Путине - который в данном документе проходил под кодовым обозначением "Х" - и его соратниках.
Заговорщики хотели устранить Путина от власти, "но их более реалистичной целью являлось заставить его к марту 2004 года освободить из тюрьмы Ходорковского и уменьшить предъявленные ЮКОС'у недоимки по налогам в сумме 5 млрд. фунтов".
Из документа явствует, что, помимо Путина, предполагалось облить грязью с помощью якобы компрометирующих фотоснимков министра обороны Сергея Иванова. В числе других мишеней были ключевые фигуры из государственных энергетических компаний.
Абрамович обозлил олигархов ЮКОС'а тем, что Путин разрешил ему оставить себе свои миллионы и свободно путешествовать в границах России. В документе содержится рекомендация дискредитировать Абрамовича утверждениями об "отмывании денег и взяточничестве". Пресс-секретарь Абрамовича на прошлой неделе заявил, что тот ничего не знал о заговоре.
Катастрофа с Кертисом произошла буквально через какие-то месяцы после того, как был задуман план компрометации Путина. Бывшие сотрудники ISC утверждают, что в последний год своей жизни он стал "параноиком". Он был исполнительным директором "Menatep" и отвечал за ее активы общей стоимостью 16 млрд. фунтов.
Один источник в ISC сказал, что "паранойя" Кертиса, возможно, была в определенной мере оправданной. "После смерти Кертиса мы обыскали дом, где жила его семья, и нашли там небольшой магнит, который, очевидно, использовался для закрепления подслушивающего устройства", - вспоминал он. В ходе расследования обстоятельств его смерти выяснилось, что Кертис "много раз" сообщал полиции о сделках своих клиентов.
Путин был повторно избран президентом через 11 дней после катастрофы вертолета. ISC в прошлом году перестала торговать и при новом руководстве была переименована в RISC. Бывшие партнеры компании отказались давать комментарии по вопросам ее деятельности. "Menatep" была переименована в GML, и ее нынешний совет директоров никак не связан с ISC. Пресс-секретарь GML, которую до сего времени контролируют Невзлин и Ходорковский, от комментариев отказался.
Мать погибшего пилота Глория Рэдфорд все еще считает, что ее сын был убит в результате заговора против Кертиса. "Я знаю, что об этой катастрофе рассказано далеко не все. Случилось что-то ужасное", - сказала она.