До сих пор американские военные редко теряли свой непоколебимый оптимизм. Но вот появилось небольшое сообщение, заставляющее взглянуть на вещи трезво, и, прежде всего, поубавить тон. Желающие могут говорить в данном случае о серьезном поражении. Во всяком случае, Управление химической и биологической защиты сухопутных войск США сегодня допускает, что оно не в состоянии завершить уничтожение арсеналов американского химического оружия в оговоренные сроки.
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КХО), подписанная в 1997 году, к ней присоединились уже 178 государств, предусматривает уничтожение всего химического оружия и оборудования до конца апреля 2007 года. Это был бы самый большой успех в мировой истории разоружения. Однако России и США, накопившим самые большие арсеналы такого оружия, сроки его уничтожения были продлены на пять лет. Конвенция позволяет такое продление, но только один раз. Теперь США не в состоянии соблюсти и новые сроки. Тем не менее, на сегодняшний день вооруженные силы США уничтожили уже 36 процентов своих боевых отравляющих веществ, таких, как нервно-паралитический газ, что значительно больше, чем Россия. То, что они все же не укладываются в сроки, определенные конвенцией, объясняется, видимо, не отсутствием политического интереса, а, скорее, техническими проблемами. Военные США назвали шесть причин задержки, в том числе затягивание с выдачей местными органами власти, обязанными обращать серьезное внимание на соблюдение норм защиты окружающей среды, разрешений на проведение работ. При уничтожении оружия постоянно происходят перебои, так как возникают проблемы с оборудованием, ремонт которого связан с большими расходами.
Что касается России, то ситуацию оценить сложно, по меньшей мере, в настоящее время. Два месяца назад президент Владимир Путин был горд тем, что в Камбарке, в таежной республике Удмуртия, был передан в эксплуатацию второй завод по уничтожению российского химического оружия. Но пять таких объектов еще предстоит построить при серьезной финансовой поддержке ведущих промышленно развитых стран, так называемой Большой Восьмерки. На сегодняшний день Россия уничтожила всего лишь 1300 из 38000 тонн боевых отравляющих веществ, это примерно три процента.
На следующей неделе в Гааге собирается Исполнительный комитет "Организации по запрету химического оружия" (ОПХО), Москве тогда придется объяснять - Вашингтону, видимо, тоже, - что же они собираются делать дальше. Организация осуществляет контроль над уничтожением химического оружия по всему миру. "Мы настаиваем на уничтожении до 2012 года, - сказал корреспонденту Sueddeutsche Zeitung американец Питер Кайзер (Peter Kaiser) из ОПХО. - Если мы будем слишком великодушными, то это может поставить под угрозу цель избавления мира от химического оружия. В конце концов, любой склад может стать целью нападения террористов". Между тем Кайзер признается: "Все это занимает намного больше времени, чем мы думали, заключая договор". Но, по его словам, "бункеры, где хранится химическое оружие, надежны, и охраняют их намного строже, чем раньше".
Да разве знаешь, где оно хранится. Два года назад боевые отравляющие вещества всплыли в Албании, их хранили не централизованно, а небольшими партиями в разных местах. "Но они, - заверяет Кайзер, были уничтожены в течение нескольких месяцев".