Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Усилившаяся Россия вряд ли будет считаться с США

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя администрация во всеуслышанье заявляет, что будет оказывать на Кремль давление, чтобы заставить его управлять страной демократическими методами и соблюдать правила игры на международной арене, рычагов влияния, чтобы этого добиться, у нее остается все меньше и меньше. Надежды бушевской администрации и ее риторические заявления, порой свидетельствующие о том, что она выдает желаемое за действительное, не могут отменить одного простого факта: Россия, некогда бедная и слабая, сегодня обнаружила, что ее энергетические богатства - эффективное орудие, чтобы восстановить свое влияние на мировой арене

Вашингтон все резче критикует внутреннюю и внешнюю политику Путина, но серьезных рычагов влияния, чтобы изменить ситуацию, у него нет

В ходе своей кампании за демократизацию России администрация Буша делает все более громкие заявления; вот только подкрепить их 'большой дубинкой' она не в состоянии.

Хотя администрация во всеуслышанье заявляет, что будет оказывать на Кремль давление, чтобы заставить его управлять страной демократическими методами и соблюдать правила игры на международной арене, рычагов влияния, чтобы этого добиться, у нее остается все меньше и меньше. Надежды бушевской администрации и ее риторические заявления, порой свидетельствующие о том, что она выдает желаемое за действительное, не могут отменить одного простого факта: Россия, некогда бедная и слабая, сегодня обнаружила, что ее энергетические богатства - эффективное орудие, чтобы восстановить свое влияние на мировой арене.

В 1990-х Россия чрезвычайно зависела от иностранных займов и очень хотела обрести в глазах международного сообщества статус мировой державы. Сегодня, когда цены на нефть превышают 70 долларов за баррель, а российские золотовалютные резервы достигли 220 миллиардов долларов, Москва, в общем, не нуждается ни в помощи, ни в признании других стран. Столь радикальное изменение ситуации служит наглядным напоминанием о том, как нефтяные цены способны повлиять на баланс сил в мире.

В результате, по мнению отставных и действующих американских чиновников, а также экспертов, Вашингтону вряд ли удастся добиться серьезных изменений в политическом курсе России, а его отношения с Кремлем в ближайшие годы, скорее всего, будут непростыми.

'Если бы четыре года назад мы начали развивать двусторонние отношения в более позитивном ключе, у нас было бы больше влияния, - отмечает Стивен Пайфер (Steven Pifer); в годы первого президентского срока Буша он занимал высокий пост в Госдепартаменте и курировал 'российское направление'. - Но сейчас основа для этих отношений довольно слаба. Мы им, в общем-то, не слишком нужны'.

Тем не менее, последние две недели администрация Буша недвусмысленно заявляет о своем намерении усилить давление на российские власти. 4 мая, выступая в Вильнюсе (Литва), вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) обвинил Россию в свертывании демократии и использовании своих энергетических богатств в качестве 'оружия' против соседних стран.

В ответ российский президент Владимир В. Путин подверг США критике в ежегодном послании Федеральному Собранию. Белый дом не замедлил с новым 'залпом', заявив, что Москве следует провести реформы.

Ожидается, что именно в этом будет состоять позиция Буша на июльском саммите ведущих промышленно развитых стран в Санкт-Петербурге, где Путин выступит в роли хозяина. Некоторые аналитики опасаются, что, в отличие от российско-американских саммитов 2001 и 2002 гг., где Путин и Буш, казалось, нащупали путь к сотрудничеству бывших соперников времен Холодной войны, в Петербурге между двумя лидерами может произойти открытое столкновение, которое положит начало новому периоду конфронтации.

В первые годы пребывания на посту президента Буш надеялся укрепить связи между США и Россией. Он был благодарен Путину за сочувствие и помощь после терактов 11 сентября, и двум лидерам удалось наметить контуры стратегического партнерства между двумя странами, предусматривающего масштабные энергетические проекты, сотрудничество в сфере безопасности и развитие контактов между рядовыми гражданами обеих стран.

Однако разработанная ими концепция двусторонних отношений так и не воплотилась в реальность. По слоавам некоторых американских чиновников, энергетические проекты сегодня буксуют, экономические связи не достигли намеченного масштаба, и даже помощь Москвы в борьбе в борьбе с терроризмом не оправдала первоначальных ожиданий.

Одной из причин этого стала халатность обеих сторон, а другой - резкие различия в мировоззрении Москвы и Вашингтона.

Американские власти старались не 'задевать' Москву по чувствительным для нее вопросам, к примеру, связанным с борьбой против чеченских сепаратистов. Однако Россия выступила против вторжения в Ирак коалиции, возглавляемой США. А сегодня Вашингтон считает позицию Москвы одним из главных препятствий его усилиям по организации давления международного сообщества на Иран в связи с подозрениями относительно его ядерных амбиций.

Уже к осени 2003 г. у некоторых американских чиновников появились опасения, что путинское правительство, стремясь восстановить порядок в стране за счет усиления исполнительной власти, подрывает результаты многих важнейших демократических реформ постсоветского периода.

В результате внутри администрации возникла дискуссия о том, какой политический курс следует проводить в отношении России. Чейни и другие сторонники 'жесткой линии' среди экспертов по внешней политике, по словам чиновников администрации, считали, что необходимо действовать потверже, а Буш и Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) - в те времена она была советником президента по национальной безопасности - призывали проявить терпение.

Особенно негативно влиял на ситуацию тот факт, что многие высокопоставленные чиновники в США вообще рассматривали отношения с Россией как второстепенное политическое направление по сравнению с приоритетной задачей администрации - преобразованию Ближнего Востока. По их мнению, влияние России на мировой арене ушло в прошлое, и ей не стоило уделять особого внимания.

По словам одного высокопоставленного представителя администрации, ужесточение позиции США по отношению к России происходило постепенно, а не стало результатом какой-либо радикальной смены курса.

'Внезапного пересмотра политики не было: наша концепция претерпела постепенную эволюцию на основе реальных действий России', - отмечает этот чиновник, просивший не называть его имя.

Впрочем, по мнению некоторых наблюдателей, новая позиция Белого дома по отношению к России попросту отражает его стремление 'не отстать' от усиливающихся в вашингтонских кругах настроений в пользу ужесточения политической линии по отношению к Москве.

Джон Маккейн (John McCain), сенатор-республиканец от штата Аризона не только выступает за более жесткий подход, но и призывает Буша не участвовать в петербургском саммите, чтобы не создавать впечатления, будто он поддерживает действия Кремля. Группа экспертов под руководством бывшего конгрессмена-республиканца Джека Кемпа (Jack Kemp) и бывшего сенатора-демократа от Северной Каролины Джона Эдвардса (John Edwards), созданная при Совете по международным отношениям (Council on Foreign Relations), в своем докладе, опубликованном в этом году, также призывает США решительнее противостоять политике Путина.

Поскольку подобная точка зрения приобретает все больше сторонников, Белому дому необходимо было высказать собственную позицию по этому вопросу еще до того, как Буш отправится в Петербург, полагает Пайфер - сегодня этот бывший дипломат занимает пост старшего консультанта при вашингтонском Центре стратегических и международных исследований.

По словам Пайфера, эта встреча, скорее всего, укрепит престиж Путина, однако для Буша участие в саммите связано с риском: 'Если Буш вернется домой без реальных результатов, он, скорее всего, подвергнется жесткой критике. Не думаю, что в Белом доме найдется хоть кто-то, у кого поездка президента в Петербург вызывает энтузиазм'.

Подвергнув критике Кремль накануне саммита, 'вице-президент в своей речи хотя бы обозначил тот факт, что Белый дом не закрывает глаза на некоторые из этих проблем', - отмечает Пайфер.

При этом представители американских властей изо всех сил стараются пояснить, что Вашингтон не намерен начинать новую Холодную войну и стремится к сотрудничеству с Россией по тем направлениям, где интересы двух стран совпадают.

'Все мы хотим хороших, прочных стратегических отношений с Россией, - заявила на этой неделе в интервью NBC госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice). - Россия - не Советский Союз. Однако существует ряд вопросов, вызывающих серьезнейшую озабоченность'.

Примечателен тот факт, что американские официальные лица тщательно избегают любых заявлений о том, как Вашингтон может 'наказать' Россию, если та не пожелает менять политический курс. Косвенный намек, содержащийся в их предостережениях, заключается в том, что в этом случае Вашингтон будет рассматривать Россию не как демократическую страну, принадлежащую к 'ближнему кругу' союзников США, а скорее, как одно из государств, где властвуют авторитарные режимы.

Впрочем, с учетом отсутствия у США реальных рычагов влияния, нет никаких гарантий, что в Москве это воспримут как серьезное 'наказание'.

'Проблема для администрации Буша заключается в отсутствии реального влияния, - отмечает Эндрю Качинс (Andrew C. Kuchins), сотрудник Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace). - Мы многого от них хотим, но реально повлиять на ситуацию мы, по сути, не можем'.

____________________________________________________________

Почему Россия предлагает Америке 'потесниться' ("Time", США)