Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Демократия цвета нефти

Белый дом делает реверансы в сторону Азии и Африки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Достаточно раз взглянуть на подборку фотографий на сайте Белого дома, чтобы обо всем догадаться. День 28 апреля выдался для Джорджа Буша очень занятым. Вот фотография, на которой президент запечатлен во время встречи один на один с маленькой Ким Хань Ми, дочерью пары, сбежавшей из Северной Кореи. Вот снимок, на котором он приветствует Саки Еката, представляющую всех японцев, похищенных северокорейцами. А вот президент принимает в Рузвельтовской гостиной членов комитета беженцев Дарфура, среди которых вызволенный из рабства Саймон Ден

Достаточно раз взглянуть на подборку фотографий на сайте Белого дома, чтобы обо всем догадаться. День 28 апреля выдался для Джорджа Буша очень занятым. Вот фотография, на которой президент запечатлен во время встречи один на один с маленькой Ким Хань Ми (Kim Han Mee), дочерью пары, сбежавшей из Северной Кореи. Вот снимок, на котором он приветствует Саки Еката, представляющую всех японцев, похищенных северокорейцами. А вот президент принимает в Рузвельтовской гостиной членов комитета беженцев Дарфура, среди которых вызволенный из рабства Саймон Ден (Simon Deng).

А вот фото совершенно другого содержания: Буш приветствует в Овальном кабинете президента Азербайджана Ильхама Алиева. С кем же Буш обсуждал, по его собственным словам, 'волну демократии'? С лидером государства, при котором в этом государстве недавно прошли парламентские выборы, вызвавшие резкую критику со стороны правозащитников? Вот что вызвало положительную реакцию Буша: то, что 'позиция президента [Азербайджана состоит в том, чтобы] помочь нашему миру достичь того, чего мы все хотим - энергетической безопасности'.

Поскольку цены на нефть по-прежнему растут огромными темпами, кампания по распространению демократии, начатая нынешним правительством, в некоторых странах пошла по кружному пути. Ситуация с правами человека и в Азербайджане, и в соседнем Казахстане такая, что при обычных условиях США ни за что не стали бы контактировать с ними на высоком уровне. Но зато у них есть огромные запасы нефти и газа, и, кроме того, эти страны - ключевой фактор в глобальной борьбе за энергоносители против русских.

Например, вице-президент Чейни во время своей майской поездки по странам Европы Центральной Азии и в пух и прах раскритиковал 'успехи' России на демократической ниве как внутри самой страны, так и на ее границах. Но прошел всего один день, и вот он уже, будучи в столице Казахстана Астане, расхваливает Казахстан за то, как далеко он продвинулся со времени распада Советского Союза, даже при том, что, по всем оценкам, ситуация с соблюдением прав человека в Казахстане хуже, чем в России. Когда Чейни об этом спросили, Чейни выразил 'восхищение всем, чего удалось достичь в Казахстане'.

Авторы же ежегодного доклада Госдепартамента о соблюдении прав человека в мире, говоря о долгом правлении президента Нурсултана Назарбаева, рисуют и вовсе мрачную картину: инакомыслие в стране подавляется, журналисты подвергаются преследованиям, а вся власть сконцентрирована в руках президента.

То же происходит и с Государственным секретарем Кондолизой Райс (Condoleezza Rice): в апреле она принимала в Вашингтоне Теодоро Обианга Нгуэму (Teodoro Obiang Nguema), президента Экваториальной Гвинеи, называя его 'добрым другом'. Между тем этот 'друг' в 2002 году был переизбран на свой пост большинством в 97 процентов голосов, а два года спустя в результате сенатского расследования выяснилось, что у него и его жены в Riggs National Bank лежит в общей сложности 13 миллионов долларов, в то время как подавляющее большинство его соотечественников вынуждено жить на сумму менее доллара в день. При этом его страна с 1995 года, когда на ее шельфе были обнаружены запасы нефти, стала третьим по объемам экспортером нефти в Центральной и Южной Африке и одним из крупнейших заказчиков геологоразведочных работ.

- То, что ему оказали в Вашингтоне такой теплый прием, довольно странно, - считает Дженнифер Дж. Кук (Jennifer G. Cooke), содиректор африканской программы Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies). По ее словам, в стране 'политическому инакомыслию оставлено нулевое пространство', однако, если бы за нефтью в Экваториальной Гвинее не гнались американцы, 'есть много других, кто с радостью занял бы нашу нишу'.

По словам Тома Малиновски (Tom Malinowski), директора вашингтонского отделения организации Human Rights Watch, если нынешнее правительство и дальше будет делать исключения из своей политики распространения демократии для стран, богатых энергоносителями, оно рискует усилить пренебрежительное отношение к этой политике со стороны остального мира.

- Очень большая проблема нынешнего правительства состоит в том, что, даже когда оно действительно добивается именно соблюдения прав человека и распространения свободы, ему в мире мало кто верит, - считает Малиновски. - От того, что вице-президент сначала критикует Россию, пусть это и правильно, а на другой день расхваливает Казахстан, пренебрежительное отношение к такой политике только усиливается.

Представители администрации признают, что продвижение к демократии в этих странах в самом лучшем случае можно назвать неравномерным, однако настаивают на том, что даже бессистемным попыткам продвинуться вперед надо отдавать должное.

- Лакмусовой бумажки для определения демократии еще никто не придумал, - сказал один из высокопоставленных правительственных чиновников, ради свободы изложения не пожелавший, чтобы его имя было названо. - Почему же мы должны вычеркивать этих людей насовсем?

Он добавил, что правительство США считает, что, если не терять контакт, то возможности для поощрения демократического процесса сохраняются в любом случае.

По словам нашего собеседника, Азербайджан сейчас находится в подвешенном состоянии 'между авторитарным прошлым и сильной демократией в будущем', а на выборах, хотя они 'и не были особенно хороши', удалось достичь некоторых беспрецедентный результатов.

- Мы считаем, что необходимо поддерживать положительные сдвиги, как бы скромны они ни были, - заявил он.

По поводу высказываний Чейни в Казахстане он заявил, что 'разница в тональности между [Казахстаном и] Россией обусловлена тем, что во внешней политике Казахстан ведет себя не так, как Россия'. По его словам, в Центральной Азии у Соединенных Штатов три сферы интересов: энергетика, региональная безопасность и внутренние реформы, и их необходимо рассматривать в комплексе.

Как он выразился, 'можно, конечно, давить на демократию', но после этого будет гораздо труднее наращивать инвестиции в энергетику и прибыль от нее, из-за чего, в свою очередь, подталкивать страну к реформам также становится сложно. В частности, США настаивает на строительстве газопровода из столицы Азербайджана Баку в Турцию. После того, как в результате ценовых разногласий Россия прекратила поставки газа на Украину, правительство США забеспокоилось и сейчас считает, что только так можно дать европейским странам последнюю возможность получить альтернативный маршрут получения энергоносителей. К этому газопроводу американское правительство призывает присоединиться и Казахстан, который от Баку отделяет Каспийское море.

По словам другого представителя правительства, постройка газопровода, ослабляющего монополию России, также будет содействовать развитию 'трудных' демократий, в особенности на Украине, которая в результате этой монополии понесла экономический ущерб, и Грузии, территорию которой этот газопровод пересекает. Некоторые аналитики, при том что принимают аргументы правительства, указывают, что, если оно действительно будет так уж сильно давить на энергетическую сторону дела, то по демократической вряд ли увидит сколько-нибудь значимые подвижки.

- Правительство убедило себя в том, что, если контакты с этими странами будут поддерживаться, это будет подталкивать их к большей открытости, - считает Кори Уэлт (Cory Welt), заместитель директора российско-евразийской программы Центра стратегических и международных исследований.

- Власти стран, о которых идет речь, знают, что средств влиять на ситуацию у них достаточно и что, если они на это не откликнутся, США мало что смогут сделать, - добавляет Зейно Баран (Zeyno Baran), директор Центра евразийской политики (Center for Eurasian Policy) при Хадсоновском институте (Hudson Institute), - здесь мы сталкиваемся с новым подходом, который никогда раньше не испытывался.

Однако, как она считает, ни в России, ни в Китае никто не будет ставить во главу угла вопросы демократии; если США не будут действовать первыми, они просто закроют свои рынки.

- Что здесь главное? То, что подталкивать эти страны в направлении реформ будут только США и в определенной степени европейские страны, - считает Баран, - Россия заключает соглашения по энергетике и тем самым покупает людей на корню.

С ней согласен Том Малиновски из Human Rights Watch. Необходимо 'очень ясно разъяснить', что помощь странам Центральной Азии в развитии их энергетики будет также способствовать их внутриполитическому развитию. Что, однако, совсем не означает, отметил он, что от вопросов демократии нужно совсем отрешиться.

- Азербайджанцы ни в коем случае не отвернутся от проекта газопровода, сулящего им немалые выгоды, только потому что президент Буш попросил их проводить чистые выборы.