Владимир Воронин является президентом Молдавии с 2001 года. Бывшая советская республика со времени обретения своей независимости приходила постепенно в экономический упадок. Неурегулированным остается конфликт с сепаратистской "Приднестровской Молдавской Республикой", не признанной ни одним государством, но поддерживаемой Россией, которая все еще держит там свои войска. Воронин, пришедший на пост президента промосковски настроенным коммунистом, делает сегодня ставку на интеграцию свой страны, насчитывающей 4,4 миллиона жителей и являющейся самой бедной страной Европы, с Западом. Сразу по прибытии его с государственным визитом с ним беседовал в Берлине наш корреспондент Маркус Венер.
FAZ: Господин президент, когда Вы пили молдавское вино в последний раз?
Владимир Воронин: Вчера, после заседания кабинета министров.
FAZ: Россия запретила импорт молдавских вин. Там говорят, что они вредны для здоровья.
Воронин: Россия прекратила экспорт и изгнала из страны все молдавские вина. Об этом решении нас даже не предупредили, не было проведен также совместный контроль качества. Обвинения вызывают смех. Надо помнить о том, что на долю вина из Молдавии приходились 70 процентов российского рынка вина. За неделю до этого Россия запретила ввоз наших овощей, мяса и молочных продуктов. Так что удар пришелся по самым чувствительным местам нашей экономики.
FAZ: Что является причиной бойкота?
Воронин: Речь идет о положении в Приднестровье. Этот ответ из Москвы последовал после того, как мы вместе с Украиной начали в марте осуществлять контроль над экспортом с этой территории с тем, чтобы пресечь контрабанду. Имела место контрабанда, в том числе и оружия, наркотиков и медикаментов.
FAZ: Какова обстановка на границе в настоящее время?
Воронин: Мы продолжаем осуществлять жесткий таможенный контроль. Ведь речь идет об экспорте с нашей государственной территории, а не об импорте. Утверждения, будто мы хотим вызвать в Приднестровье путем блокады голод, не соответствуют действительности. Мы благодарны ЕС за помощь в виде контроля со стороны миссии наблюдателей.
FAZ: У России есть еще одно средство давления: газ. Как обстоит дело с этим?
Воронин: 1 января истек срок договора, по которому мы платили российскому "Газпрому" по 80 долларов США за 1000 кубических метров. Мы были единственной страной в Европе, которой тогда газ просто отключили на 16 дней. В домах было тепло только благодаря помощи Украины. Мы потом договорились о цене в размере 110 долларов, сначала на три месяца, затем еще раз - до 1 июля. Сейчас мы продолжаем переговоры. "Газпром" уже владеет 51 процентом акций компании "Молдова-газ", то есть, он в определенной мере поставляет газ самому себе.
FAZ: Конфликт, связанный с Приднестровьем, тлеет уже 15 лет. Разумно ли было отказываться три года назад от плана России по урегулированию конфликта?
Воронин: Молдавия не будет федеральным государством. А план это и предусматривал. С 1994 года существует автономная республика гагаузов, имеющих турецкое происхождение, поскольку 130000 представителей этого народа проживают компактно только на территории Молдовы. Имеют место этнические конфликты, как в Косово или в других регионах. Но в Приднестровье живут молдаване, русские, украинцы, евреи и другие этносы, как и в любых других районах страны.
FAZ: Вскоре будет приниматься решение по Косово. Президент России Путин намекнул, что если Косово станет независимым, то претендовать на такое же право смогут и другие территории, такие, как Приднестровье.
Воронин: Путин хочет превратить решение относительно Косово в модель для урегулирования всех замороженных конфликтов. Но она не будет работать. Поскольку любой конфликт имеет свои причины и свою собственную историю. Приднестровье с самого начала было сепаратистской зоной для отмывания денег и контрабанды. Свободных выборов нет, нет политических партий, государственных структур или общественных организаций. Это не имеет вообще ничего общего с положением в Косово.
FAZ: Что Вы ждете от федерального правительства, от канцлера Меркель (Merkel), в конфликте с Москвой вокруг Приднестровья?
Воронин: Мы, конечно, надеемся, что Федеративная Республика и Европейский Союз выступят за то, чтобы Россия вывела свои войска из Приднестровья, что она обязалась сделать на саммите ОБСЕ, проходившем в Стамбуле в 1999 году. Приднестровье - это одновременно проблема безопасности для всей Европы.
FAZ: Вы хотите привести свою страну в Европейский Союз. Это с трудом получается в настоящее время с Болгарией и Румынией. Насколько реалистична эта цель?
Воронин: Это, разумеется, произойдет не завтра и не послезавтра, здесь мы не питаем иллюзий. Нам и самим до этого далеко. Но когда мы постепенно реформируем нашу экономику или систему образования таким образом, что выполним условия для вступления, то есть, когда мы сделаем Европу своим домом, это пойдет нам на пользу в любом случае, даже если ЕС потребуется пауза в приеме в свой состав новичков.
FAZ: Вы - коммунист. Когда Вас избрали президентом, Вы хотели установить более тесные отношения с Россией. Теперь Вы делаете ставку на интеграцию с Западом. Пожалуйста, объясните эту удивительную метаморфозу.
Воронин: Когда меня избрали, я спросил себя: где место Молдавии? И я сказал: там, где можно реализовать ее интересы.