Российские военные приступили вчера к выводу техники и личного состава со своей военной базы в Ахалкалаки, что на юге Грузии. Первый эшелон, груженный танками, БРДМ и бронетранспортерами, а также другой военной техникой, ушел в конце недели со станции Цалка, расположенной рядом с военной базой. Вся тяжелая техника должна быть выведена до конца года. В прошлом году Россия и Грузия после долгих споров договорились о выводе российских войск с обеих остающихся военных баз в Ахалкалаки и в Батуми, что на Западе страны. К тому моменту в стране находились еще примерно 5000 российских военнослужащих. Затем в марте в Сочи обе стороны договорились о деталях вывода, на который Россия согласилась пойти лишь в принципе на саммите ОБСЕ в Стамбуле. Начало было положено с закрытия российской военной базы в Батуми в июле прошлого года. В Грузии вывод российских военнослужащих, дислоцированных там с советских времен, рассматривается как шаг на пути к обретению полного государственного суверенитета.
Намного труднее для Тбилиси покончить с последствиями "унаследованных от Советов войн" на Южном Кавказе и тем самым восстановить территориальную целостность. Южная Осетия на севере и Абхазия на западе боролись после того, как в конце восьмидесятых годов начал распадаться Советский Союз, за большую самостоятельность от центральной власти в Тбилиси и, наконец, - за независимость от Грузии. В обоих случаях сепаратистов поддерживали российские военные. Одновременно Россия была посредником при подписании соглашений о перемирии, заключенных между Тбилиси и Южной Осетией, а также Абхазией в 1992 году в Сочи и в 1994 году - в Москве, и гарантом их соблюдения. Помимо этого Россия формировала контингенты, которые должны были контролировать соблюдение перемирия в обоих регионах. В Абхазии в миротворческих войсках служили исключительно русские. К тому же Россия представлена в Смешанной контрольной комиссии, перед которой стоит задача осуществления контроля над мирным урегулированием конфликта между Южной Осетией и Грузией. А благодаря своей роли государства-гаранта в отношениях с Абхазией Москва до сих пор оказывала влияние на позиции абхазов на переговорах в Совместном координационном совете, задачей которого является помощь в урегулировании грузино-абхазского конфликта. Россия имела возможность оказывать как политическое, так и военное влияние.
Поэтому для грузинской стороны противником в споре относительно восстановления территориальной целостности является не только руководство абхазов и южных осетин, а, пожалуй, и чуть ли не в первую очередь, Россия, которая хочет сохранить свое влияние в Закавказье. Это одна из самых главных причин политической напряженности между Москвой и Тбилиси, которому до сих пор не удалось в достаточной мере интернационализировать переговорный процесс с сепаратистскими республиками и состав миротворческих войск и тем самым ослабить роль России. Грузинская попытка в 1998 году захватить восточный район Абхазии, которая является де-факто государством, с помощью силы или военное вторжение в Южную Осетию два года назад, разумеется, способствовали тому, что абхазы и южные осетины теперь придерживаются Москвы и не особо доверяют недавним заверениям Тбилиси в стремлении к миру. Но в последнее время создается впечатление, что на переговорах вновь удалось продвинуться вперед.
В качестве причин обоих неурегулированных конфликтов следует рассматривать разворот Грузии в сторону Запада, ее стремление стать членом НАТО и к сближению с ЕС. В Тбилиси, видимо, тешат себя надеждой, что в результате интеграции с Западом, может быть ослаблена роль России. Адвокатом грузин в данном случае выступает прежде всего Америка, и американцы оказывают наиболее серьезную помощь. Они разработали программу стоимостью 100 миллионов долларов США по реформированию вооруженных сил Грузии. Уже проведена полная реорганизация одной бригады. На очереди реорганизация по натовским стандартам еще двух бригад. Недавно сообщалось, что американский Сенат внес законопроект, в котором сохранение независимости Грузии и Азербайджана увязывается с жизненно важными интересам Америки. При этом речь идет о безопасности нефте-и газопроводов, идущих из Азербайджана через Грузию, и о сдерживании Ирана.
С другой стороны, не видно, чтобы активный разворот Грузии в сторону Запада, особенно Соединенных Штатов, заставлял Москву идти на какие- то ответные меры и наносить грузинам удар по самым чувствительным местам. Во всяком случае, многие наблюдатели расценивают запрет на ввоз грузинских вин и минеральной воды как урок, который Москва решила преподать грузинам, чтобы продемонстрировать им свою зависимость от России не только в области снабжения энергоносителями. Даже если предположить, что значительная часть грузинских вин, очевидно, разбавляется водой и в Грузии, и за рубежом, в том числе в России, и меры предосторожности просто необходимы, то момент введения российского эмбарго был, видимо, просчитан. Во всяком случае, газетно-политическая кульминация "винной войны" достаточно точно совпала с презентацией в Тбилиси подготовки Грузии к вступлению в НАТО. В начале мая грузинское руководство представило зарубежным наблюдателям и представителям НАТО результаты военной реформы, а также будущие планы введения натовских стандартов. В Тбилиси вслух рассчитывают на то, что союз до конца этого года примет "План мероприятий по вступлению в НАТО" Грузии, что равноценно входному билету в НАТО.
Так скоро это, видимо, не произойдет, в том числе и в связи с объявленным Грузией выходом из СНГ, в котором доминирует Россия. К тому же в последние годы с грузинской стороны раздавались противоречивые заявления, в том числе и президента Саакашвили. Сегодня создана правительственная комиссия, которая должна взвесить все "за и "против" такого шага. Между тем у широких масс уже давно вызывают тревогу слишком жесткие, на их взгляд, заявления правительства в адрес России - на этом начинает строить свои расчеты Москва. Но растущую критику не только в Грузии, но и на Западе вызывает прежде всего грузинская политика реформ, которая проводится сверху и часто, как кажется, с применением силовых методов. Так, во время конференции по вопросам безопасности, проходившей в Тбилиси, можно было слышать размышления относительно дефицита демократии в Грузии, стоящего на пути ее быстрого вступления в НАТО. Когда организация Human Rights Watch клеймит позором пытки в тюрьмах или когда неугодные судьи вынуждены уходить в отставку, Грузия может не надеяться на быстрое вступление в союз, говорилось на конференции. Но были слышны также сомнения относительно неурегулированных конфликтов. Поэтому Грузии придется проделать еще немалый путь на Запад, и без диалога с Россией препятствия на нем будут возникать и впредь.