Крики о свертывании демократии в России стали кровавым спортивным увлечением для многих геополитиков - от вице-президента Чейни до непримиримых рыцарей холодной войны, которые сегодня с ликованием заявляют: "А ведь мы вас предупреждали!" Эти люди не видят противоречий в том, чтобы поливать грязью стиль руководства Владимира Путина и одновременно сулящие несчастье дипломатические попытки администрации Буша заручиться поддержкой российского президента, дабы убедить Иран отказаться от своих ядерных амбиций.
Даже московская антипутинская газета "Коммерсантъ" назвала русофобию администрации Буша эхом исторической речи Уинстона Черчилля в Фултоне в 1946 году, когда тот заявил, что на Европу от Щецина до Триеста опускается железный занавес. А ведь еще совсем недавно президент Буш вглядывался в душу Путина и говорил, что ему понравилось увиденное там: Путин - надежный партнер.
Такой надежный, что в определенный момент Россия де-факто стала членом НАТО. У нее по-прежнему имеется военное представительство в штабе объединенных вооруженных сил НАТО в Европе (Бельгия). Россия в этом году председательствует в "Большой восьмерке" и летом будет принимать на саммите в Санкт-Петербурге глав промышленно развитых государств.
С окончанием холодной войны и распадом советской империи границы НАТО постоянно расширяются на восток. Сначала блок принял в свои ряды трех бывших союзников и сателлитов Москвы - Польшу, Венгрию и Чехию. Два года назад альянс достиг численности в 26 стран за счет семи новых членов, приняв в свои ряды и шесть бывших приверженцев СССР - Эстонию, Литву, Латвию, Болгарию, Румынию, Словакию и Словению. Сейчас границы НАТО простираются от черноморского побережья до Финляндии. Щит ПВО альянса прикрывает страны Балтии - четыре истребителя F-16, базирующиеся в Литве, своим присутствием создают систему предупреждения. Соединенные Штаты Америки также формируют сеть "баз подскока" на Черном море на случай развертывания сил и средств на Ближнем Востоке и на Кавказе.
Если бы наш доллар потерпел крах, а американская империя развалилась, было бы логично предположить, что мы не стали бы услужливо соглашаться и беспомощно наблюдать за тем, как Канада и Мексика вступают в Организацию Варшавского Договора. Сегодня Соединенные Штаты Америки берут в долг по 7 миллиардов долларов в день, чтобы сохранять за собой статус супердержавы. Следует отметить, что значительная часть этих средств принадлежит Китаю, Японии, России и Саудовской Аравии. Однако Путин не осуждает Буша за азартные игры, способные нарушить глобальную устойчивость валютного курса. И не клеймит его позором за биржевые спекуляции на рынке вторичных ценных бумаг в объеме, составляющем 300 триллионов долларов (по оценкам Федеральной резервной системы США) - вы не ослышались, не 300 миллиардов - триллионов. А ведь деньги эти ставятся менеджерами богатых фондов хеджирования почти на все. Фьючерсные сделки, срочные сделки, сделки с премией, свопы - в погоне за удовлетворением своей алчности Америка будто сорвалась с цепи, и легендарный инвестор Уоррен Баффет (Warren Buffett) уже высказывает серьезные опасения по поводу роста угрозы со стороны рынка вторичных ценных бумаг. Крах этого рынка станет глобальным финансовым цунами.
Исторически сложившийся интерес России к своему "ближнему зарубежью", иными словами, к бывшим подданным советской империи, во многом можно сравнить с недавно возникшим интересом США к собственному ближнему зарубежью, а именно, к Канаде и Мексике. Эти страны могут привести десятки примеров запугивания со стороны Соединенных Штатов. Требовать от России того, чтобы она забыла о своем ближнем зарубежье равносильно тому, чтобы заставлять ее совершать противоестественный акт самоуничтожения.
При СССР советские республики были неразрывными нитями связаны с Москвой. У каждой имелась своя экономическая специализация, ни одна из них не являлась экономически независимой. И делалось это преднамеренно. Точно так же Канада и Мексика неразрывно связаны с Америкой. Спор Вашингтона с Канадой по поводу древесины и недавний запрет Москвы на поставки молдавского вина и грузинской минеральной воды хоть и несравнимы экономически, но имеют схожие геополитические корни. И Вашингтон, и Москва знают, как оказывать экономическое давление.
Сегодня военное давление могут оказывать только Соединенные Штаты. И Россия была не единственной когда-то дружественной державой, которая с подозрением наблюдала за тем, как Соединенные Штаты Америки выбрасывают половину триллиона долларов на отнюдь не необходимую войну, развязанную всего в нескольких километрах от российского ближнего зарубежья. Речь идет об Афганистане, где сегодня 20000 американских военнослужащих гоняются по горам за оправившимися от ударов талибами. Именно в этой стране потерпела окончательное поражение внешняя империя Советского Союза. Через девять месяцев после того, как с афганской территории ушел последний советский солдат, рухнула Берлинская стена.
Ни Вашингтон, ни Москва не отличаются особым дипломатическим тактом. Ни та, ни другая страна не знает, как обращаться со стилетом дипломатии. Та глупая неуклюжесть, с которой "Газпром" в январе пригрозил прекратить поставки газа в Украину, отнюдь не способствовала повышению рейтинга надежности России.
А двойные стандарты, практикуемые администрацией Буша, вызывают у Москвы головную боль. Соединенные Штаты обвиняют Россию в реализации "трубопроводной политики", и в то же время, жестко лоббируют проект нового трубопровода Баку-Джейхан, проходящего через ближнее зарубежье в обход российской территории.
В России с негодованием относятся к тому, как США в 1991 году проталкивали идею резкой замены российского коммунизма внезапной политической демократией и рыночной экономикой. Это привело к крупнейшему в истории грабежу. Около 220 миллиардов долларов (в виде сырьевых ресурсов, икон, золота и бриллиантов) было буквально украдено у России и рассовано по счетам в оффшорных банках для последующей покупки дорогостоящей собственности в самых разных местах - от Франции до Фиджи, от Буэнос-Айреса до Берлина. Страна, на протяжении тысячелетия не знавшая ничего, кроме авторитарного правления, внезапно была ввергнута в пучину бандитского капитализма, а затем подошла и к полному краху при Борисе Ельцине.
Рейтинг популярности Путина постоянно держится на уровне 70 процентов (у Буша этот показатель составляет от 30 до 40 процентов, а у Чейни он ниже двадцати). Даже враги Путина признают его чрезвычайную популярность как национального лидера. Внезапно полившийся нефтедолларовый дождь еще больше укрепил его репутацию. Примером для Путина является Шарль де Голль, спасший Францию в 1958 году, когда Четвертая Республика с ее политикой министерской чехарды - каждые полгода новый премьер-министр - рухнула под тяжестью коррупции и дорогостоящих колониальных войн. Точно так же и при Ельцине премьеров отправляли в отставку с завидной регулярностью.
Сообщения российских средств массовой информации из США также отражают издержки американской демократии. Шесть из десяти молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет не могли найти Ирак на карте мира. Половина учителей в США увольняется, не проработав в школе и пяти первых лет, что вызвано низкой зарплатой и плохими условиями для работы. Более 50 процентов американских заключенных, общая численность которых составляет 2,1 миллиона человек - чернокожие. Этот список можно продолжать очень долго. Однако все мы должны понять одно: живя в полностью прозрачном доме из стекла, нам следует пореже бросать друг в друга камнями.
____________________________________________________________
Арно де Борчгрейв: Исторические параллели позволяют лучше понять настоящее ("The Washington Times", США)