На прошлой неделе исполнился год с момента ужасных событий в узбекском Андижане, торговом городке в Ферганской долине, находящемся недалеко от границы с Киргизией. Год назад там была жестоко подавлена демонстрация протеста местного населения против антидемократической политики узбекского руководителя Ислама Каримова - классического посткоммунистического правителя, по-прежнему использующего тоталитарные методы руководства страной. Вооруженные силы узбекского государства уничтожили в этом городе сотни людей, преследуя и добивая тех, кто пытался бежать с места расправы.
Впоследствии узбекские власти заявили, что жертвами военных стали мусульманские экстремисты, последователи финансируемого Саудовской Аравией течения ваххабизма, а также приспешники радикального исламского движения, называемого "Хизб ут-Тахрир". Я давно наблюдаю за происходящими на узбекской сцене событиями, и поэтому был уверен и тогда, и сейчас, что подобные заявления являются не чем иным как уловкой диктаторской власти, направленной на то, чтобы оправдать свои зверства.
Когда Запад упрекнул Каримова за эти ужасные действия, он отреагировал тем, что выгнал американских военных с тех баз, которые создавались, как всегда заявляли обе стороны, без всякой тайной подоплеки.
Годовщину этих событий Каримов отмечал на черноморском курорте, где его радушно принимал мировой лидер, имеющий с ним много общего: Владимир Путин. Это был сигнал Западу, демонстрирующий следующее: его стратегия оправдания каримовской тирании путем обвинения тех, кого эта тирания убивает как исламских террористов, потерпела провал. Каримов предпочел встать на сторону Москвы.
Из узбекского кризиса можно извлечь много уроков. Союз с узбеками имел смысл после событий 11 сентября 2001 года, когда Соединенным Штатам Америки нужна была база в Средней Азии для ведения военных действий против Афганистана и союзника "Аль-Каиды" Исламского Движения Узбекистана. Иногда война вынуждает идти на неудобные совместные меры.
Но талибы в Афганистане были в основном разгромлены (хотя они и сохранили способность вести террористические действия ограниченного масштаба), а Исламское Движение Узбекистана было уничтожено.
У Узбекистана великая история, в общеисламском ее понимании. Он дал миру целый ряд знаменитых богослов, включая имама Бухари и имама Матуриди. Последний известен своими взглядами на естественную религию и на значение разума в вере. Являясь умеренным мусульманским государством, где есть многочисленные иудаистские и христианские общины, обладая огромными возможностями для развития туризма по Шелковому Пути и других отраслей, Узбекистан имеет огромный потенциал плюрализма и демократии. А в условиях, когда жестокая диктатура раздувает имеющиеся угрозы и безжалостно убивает недовольных, эта страна не сможет стать ничем иным, кроме как среднеазиатской Белоруссией - этаким международным отщепенцем.
Правительство Соединенных Штатов ясно заявило о том, что глобальную борьбу за демократию нельзя вести на основе двойных стандартов. Мы не можем призывать к установлению прозрачности в Белоруссии и Иране, и в то же время допускать нарушения прав человека в Узбекистане.
Важно также внимательнее взглянуть на организацию "Хизб ут-Тахрир". Это вызывающая отвращение группировка с антисемитскими, антизападными и в целом с исламофашистскими взглядами. Однако она не представляет серьезной угрозы ни внутри Узбекистана, ни за его пределами. Она не готовит террористов-смертников, не проводит жестоких террористических актов. Она не связана с "Аль-Каидой", и ее нельзя даже сравнивать с "Братьями мусульманами" или с движением ХАМАС. "Хизб ут-Тахрир" больше напоминает организационно размытые ячейки левацкого толка, которые процветали под крылом сталинских коммунистов в Испании и в других коммунистических странах до крушения коммунизма. Это группировка той категории, которая раздает наполненные революционной риторикой листовки, но никогда не набирает существенного количества сторонников. Каримову "Хизб ут-Тахрир" нужна в качестве пугала, чтобы удерживаться у власти. Иного значения эта организация в постсоветский период не имеет.
Произошедшие год назад андижанские события не имели ничего общего ни с радикальным, ни с умеренным исламом. Еще меньше общего у них было с "Хизб ут-Тахрир". Местные торговцы начали наращивать свое благосостояние благодаря торговле с Киргизией и Китаем. Падение киргизского режима в результате "тюльпановой революции" воодушевило их на борьбу за свои права. Они были недовольны введением новых налогов и ограничениями на частную торговлю в сталинском стиле. И за дух предпринимательства они заплатили собственной кровью.
В Узбекистане Соединенные Штаты Америки и их союзники должны встать на сторону угнетенных, а не угнетателей. Первая годовщина андижанских событий должна стать предупреждением Каримову о том, что Запад будет помогать узбекскому народу в развитии институтов гражданского общества, основанных на религиозных, экономических и политических свободах.