- Газпром, не обращая внимания на более ранние обязательства по отношению к Moncrief Oil International, неожиданно подписал договор с BASF и E.ON по вопросу совместной эксплуатации месторождения Южно-Русское. Почему?
Ричард В. Монкриф: Мы ощущаем себя жертвами стратегического соглашения между Москвой и Берлином. Еще в 2004 году президент Газпрома Алексей Миллер лично заверял меня в реализации наших соглашений. Потом вдруг для русских стал абсолютным приоритетом газопровод под Балтикой. Газпром решил, что уж если немцы принимают участие в этом проекте, то им следует также позволить поучаствовать и в эксплуатации Южно-Русского, откуда будет поставляться газ в новый газопровод. И нас отодвинули, не обращая внимания на более ранние обязательства.
- Получается, русские из соображений нового газопровода, все остальное отодвинули на задний план?
- Газ становится основным оружием, которое российское государство собирается использовать для усиления своих международных позиций. Во имя этого они даже готовы нарушить подписанные договоренности. И это очень тревожит. Даже американское правительство сегодня испытывает большие сомнения в том, можно ли русских считать достойными доверия партнерами.
- Однако теперь не только русские, но и немцы нарушают международные основы ведения бизнеса . . .
- Я не могу этого понять. Я все больше начинаю опасаться результатов установления немцами и русскими совместного контроля над поставками газа в Европу. Однако, надеюсь, что немецкие суды вынудят BASF и E.ON придерживаться норм права. И поэтому во вторник мы обратились в немецкий суд с требованием возмещения ущерба против этих двух концернов. Мы требуем от них восемь миллиардов долларов, так как именно во столько мы оцениваем рыночную стоимость своих 40%, которые мы должны были иметь в Южно-Русском месторождении. Немцы прекрасно знали, что мы имели права на это месторождение, так как мы многократно их об этом предупреждали. И тем не менее, они преднамеренно решили игнорировать наши права.
- Как можно взыскать столь гигантскую сумму?
- Нам наверняка этого решения придется ожидать много месяцев, так как дело довольно запутанное. Но с самим взысканием я не вижу никаких проблем. BASF и E.ON имеют огромные активы на территории Соединенных Штатов. А американские власти уважают решение немецкого судопроизводства.
- Но вы почему-то не обратились с иском на Газпром в российский суд. Почему?
- Мы еще ранее составили иск в американские суды. Но в России решили этого не делать, так как не можем рассчитывать на русское судопроизводство, особенно в случае, когда мы имеем дело с такой фирмой, как Газпром. И все же мы надеемся, что и американские суды заставят русских соблюдать подписанные соглашения.
- Польские политики и эксперты неоднократно предостерегали Запад от излишнего доверия по отношению к России. Правда, до недавнего времени мало кто принимал это во внимание?
- Если окажется, что Газпром не сдержит своих слов по отношению к Moncrief Oil International, никто ни в Польше, ни в Германии, ни вообще где-либо в Евросоюзе не станет доверять русским. BASF и E.ON стоит хорошенько подумать над тем, почему их русские партнеры должны сдержать свое слово по отношению к ним, если они уже не сдержали его по отношению к нам.
Перевел Владимир Глинский, специально для БЛОТТЕР.РУ