Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия: рейдеры против рока

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Майк Мэтьюс, специалист по звуковым эффектам, который некогда был антрепренером самого Джимми Хендрикса, купил в России завод с довольно необычной специализацией - он производит вакуумные лампы для гитарных усилителей. Сегодня он столкнулся с проблемой, которая приобретает в этой стране все большие масштабы: у него пытаются отнять это предприятие

САРАТОВ (Россия) - Майк Мэтьюс (Mike Matthews), специалист по звуковым эффектам, который некогда был антрепренером самого Джимми Хендрикса (Jimi Hendrix), купил в России завод с довольно необычной специализацией - он производит вакуумные лампы для гитарных усилителей. Сегодня он столкнулся с проблемой, которая приобретает в этой стране все большие масштабы: у него пытаются отнять это предприятие.

Заводом хотят завладеть неразборчивые в средствах представители российского делового мира; спор сопровождается обвинениями в подкупе и мрачными намеками на то, что в ситуацию может вмешаться ведомство, некогда известное под аббревиатурой КГБ.

Хотя этот конфликт - лишь один из сотен подобных случаев, происходящих сегодня в России, он получил широкий резонанс по всему миру, особенно среди музыкантов и поклонников элитной аудиоаппаратуры.

Россия - одна из трех стран мира, где еще производятся приемно-усилительные лампы для музыкального оборудования: хоть эта технология и устарела, но именно она придает 'теплоту' звучанию электронных инструментов при аудиозаписи.

'Суть конфликта такова - рок против мафии', - заметил шестидесятичетырехлетний г-н Мэтьюс в интервью по телефону из Нью-Йорка, где он занимается реализацией российских вакуумных ламп. - Я не капитулирую перед рэкетирами'.

Впрочем, этот случай 'недружественного поглощения' не имеет прямого отношения к мафии. Такие конфликты характерны для страны, где права собственности - идет ли речь о громадных нефтяных компаниях, автосалонах или такой вот фабрике средней величины - судя по всему, всегда можно оспорить. Его можно считать примером до сих пор преобладающего в России расплывчатого толкования понятия 'частная собственность'.

В первые годы перехода страны к капитализму, в условиях коллапса власти и беззакония, организованные преступные группировки обладали огромным влиянием. Активы попросту захватывались вооруженными громилами, которые вваливались к бизнесмену без стука, с единственным главным аргументом - угрозой насилия, или даже убийства. В середине девяностых в России буквально дня не проходило без заказного убийства, а то и нескольких.

Позднее, в ходе развернувшейся борьбы за бывшие государственные активы в принудительной передаче прав собственности активно участвовали правоохранительные органы - от налоговой полиции до ОМОНа.

Эта процедура получила название 'маски-шоу': полицейские - их лица зачастую были скрыты шапочками-масками - врывались в офис компании, запугивали служащих и вынуждали владельцев идти на уступки. Так, широко известно, что объектом подобных 'шоу' неоднократно становилась штаб-квартира нефтяной компании 'ЮКОС'.

В последнее время в российской экономической преступности преобладает 'беловоротничковый' криминал - подделка документов, найм дорогих адвокатов, подкуп судей. Впрочем, по словам г-на Мэтьюса и других владельцев компаний, от этого он не стал менее изощренным.

Скажем, в апреле в Москве произошла одна загадочная кража: неизвестные с помощью крана и грузовика с прицепом похитили со двора штаб-квартиры налоговой инспекции контейнер с сотнями дел о регистрации компаний.

'Не исключено, что интерес к налоговой документации проявили независимые 'рейдеры' - лица, занимающиеся захватом чужих компаний', - отмечалось в статье, опубликованной изданием 'Газета'.

Авторы статьи высказали предположение, что кражу организовали корпоративные рейдеры, чтобы затем использовать похищенные документы в своих целях - примерно так же, как в США мошенники, пользующиеся чужими личными данными, с помощью потерянных кем-то документов проводят аферы с кредитными карточками. В данном случае, однако, речь идет о целых корпорациях.

В России налоговые органы отвечают и за регистрацию малых предприятий. Таким образом, сообщает 'Газета', после исчезновения бумаг о том, кто является настоящим собственником фирм, остается лишь гадать. Другой метод, часто используемый сегодня мастерами корпоративных захватов, связан с подделкой соглашений о покупке акций компании, а затем смещением ее законного руководства на собрании акционеров. Если соответствующих чиновников должным образом 'подмазали' или оригинальные документы загадочным образом 'исчезли', установить, кто является подлинным владельцем, зачастую невозможно.

В сфере малого и среднего бизнеса это явление приобрело такие масштабы, что даже стало предметом обсуждения в парламенте: думский комитет по безопасности изучил вопрос и выявил 1400 случаев мошеннического захвата активов только за один 2005 г.

Сегодня Министерство внутренних дел расследует дела о незаконном присвоении 346 предприятий в разных регионах страны.

'Каждый месяц в России происходит несколько десятков крупных сделок купли-продажи компаний, - заметил в этой связи зам. начальника Следственного комитета МВД Юрий Алексеев (его слова цитирует агентство 'Интерфакс'). - Этот процесс все чаще сопровождается грубыми нарушениями законодательства'.

'Лица, захватывающие предприятия, как правило, не интересуются производственным процессом, а захват завершается расхищением и продажей наиболее ликвидных активов предприятий, в первую очередь недвижимости', - добавил он.

Не застрахованы от рейдеров и иностранцы. Недавно с помощью хитроумных маневров им удалось 'вытеснить' канадских владельцев отеля 'Аэростар' и французских собственников одного из московских автосалонов.

Здесь, в Саратове - городе на берегу реки посреди бескрайних южных степей - первым залпом будущего сражения стало письмо, которое г-н Мэтьюс получил прошлой осенью. Фирма под названием 'Russian Business Estates' (RBE) предложила ему за 400000 долларов продать свою компанию 'ЭкспоПУЛ', которой и принадлежит ламповый завод со штатом в 930 человек и оборотом в 600000 долларов в месяц. Г-н Мэтьюс тут же ответил отказом.

После этого он получил второе письмо с предупреждением, что у завода могут возникнуть проблемы со снабжением электроэнергией; в марте подача электричества действительно была прекращена. Затем на территорию завода проникли неизвестные: с помощью отбойных молотков они подняли тучу пыли, которая проникла в его цеха, где должна соблюдаться стерильная чистота. У заводских ворот появились подозрительные молодые люди в кожаных куртках.

Г-н Мэтьюс - среди гитаристов он давно уже стал человеком легендой, ведь именно Майк изобрел педаль Big Muff для электрогитар - заручившись поддержкой производителей музыкального оборудования, нуждающихся в российских лампах, пообещал, что не сдастся без борьбы.

Директор саратовского отделения RBE Виталий В. Борин заявил, что фабрику г-на Мэтьюса фирма хочет купить из-за занимаемых ею помещений, которые затем она намерена перепродать некоему неназванному инвестору. Он признал, что компания оказывает на г-на Мэтьюса давление, однако, по его словам, при этом используются исключительно законные методы. Если г-н Мэтьюс не согласится продать предприятие, заметил г-н Борин в одном из интервью, может выясниться, что завод нарушает установленные правила в области национальной безопасности.

'Есть инструкция ФСБ, где черным по белому написано, что военный завод не может существовать бок о бок с компанией, где присутствует иностранный капитал', - заявил он, имея в виду Федеральную службу безопасности, преемницу КГБ. По соседству с 'ЭкспоПУЛом' расположен другой завод, который производит электронные компоненты для военного оборудования. 'ФСБ не вмешалась в ситуацию только потому, что мы не просили ее вмешаться', - заметил г-н Борин, и добавил, что для закрытия завода ему достаточно написать в Москву. После этого он изобразил, будто пишет это послание прямо на месте - на салфетке.

Что же касается г-на Мэтьюса, то для него речь идет не только о собственности.

Большинство людей, работающих в этой кирпичной коробке, опутанной трубами - женщины. Облачившись в синие халаты и шапочки, они отточенными за долгие годы движениями монтируют лампы из пучков тонких проводов, пластинок из редких металлов и стеклянных колб.

'Никакой мужчина не захочет делать лампы', - замечает пятидесятичетырехлетняя Людмила В. Афанасьева, ловко размещая проводки в стеклянной колбе. Раньше она делала лампы той же модели для подводных лодок, уходивших в боевое патрулирование к побережью Соединенных Штатов.

На долю 'ЭкспоПУЛа' приходится две трети мирового производства приемно-усилительных ламп для музыкальной аппаратуры. За пределами бывшего коммунистического блока эта технология практически утрачена. В промышленных масштабах такие лампы изготавливаются только в Китае, России и Словакии.

Хорошо ориентируясь в потребностях производителей музыкального оборудования, г-н Мэтьюс с 1999 по 2005 г. увеличил объем продаж с 40000 до 170000 ламп в месяц. Численность сотрудников компании выросла в два с лишним раза. Она продает свою продукцию фирме 'Fender Musical Instruments' со штаб-квартирой в Скоттсдейле (штат Аризона), выпускающей усилители для электрогитар, и японской компании 'Korg', специализирующейся на производстве клавишных инструментов.

Если большинство предприятий советской электронной промышленности закрылись, не выдержав конкуренции со стороны японцев и Силиконовой долины, то 'ЭкспоПУЛ' - завод, существующий с 1953 г. - сегодня процветает. Это один из редких примеров промышленного предприятия советских времен, добившегося успеха без болезненной реструктуризации. Уникальная технология пятидесятых, сохранившаяся в тихом провинциальном Саратове, успешно завоевывает мировой рынок.

Если ламповый завод погибнет, вместе с ним уйдет в небытие и рок-н-ролльный звук, каким мы его знаем последние полвека: по словам музыкантов, насыщенный рокочущий тембр, создаваемый ламповым гитарным усилителем - вспомним хотя бы американский гимн 'Звездно-полосатое знамя' в аранжировке Джимми Хендрикса - невозможно воспроизвести с помощью современных технологий.

'Он создает мягкий, мелодичный, просто приятный звук, - заметил в интервью по телефону из Атланты Питер Страуд (Peter Stroud), гитарист, работающий с певицей Шерил Кроу (Sheryl Crow). - Он придает аккордам чистоту и звонкость. Играть на гитаре с ламповым усилителем - одно удовольствие. Если что-то случится с этим заводом, это будет настоящая катастрофа для музыкального мира'.