Роберт Амстердам (Robert Amsterdam) - канадский адвокат Михаила Ходорковского, бывшего президента ЮКОСа, который в настоящее время отбывает срок в сибирской колонии.
LE FIGARO - Компания 'Роснефть', которая получила немалую прибыль от развала ЮКОСа, выходит на IPO в Лондоне. Что Вы можете сказать по этому поводу? Нам известно, что Вы оспариваете результаты процесса по делу ЮКОСа.
Роберт Амстердам - Необходимо осознать, что 'Роснефть' не является государственной компанией в привычном для нас смысле слова. В настоящий момент Россия просит Запад инвестировать в Кремль и в его стратегические планы. Какие же планы вынашивает Кремль? В первую очередь обогатить находящихся у власти представителей спецслужб (силовиков). Они выводят 'Роснефть' на IPO чтобы получить наличные и обелить свои незаконные действия по экспроприации активов ЮКОСа. Для меня это - отмывание активов. Не в юридическом и техническом плане, а в смысле нарушения прав человека. Так как, напоминаю Вам, 'Роснефть' и ее IPO зиждутся на крови. Михаил Ходорковский недавно получил ножевое ранение в своей камере. Его бывший заместитель Платон Лебедев содержится в невыносимых условиях за Полярным кругом. Светлана Бахмина, молодой юрист ЮКОСа была приговорена к семи годам принудительных работ.
Самым вопиющим фактом в выходе 'Роснефти' на IPO является готовность западных банков подвергать опасности основы правового государства. Возьмем, к примеру, Dresdner Bank. Во многих газетах была опубликована информация, что глава московского филиала этого банка в прошлом был сотрудником 'Штази'. Он тесно связан с делом ЮКОСа, поскольку являлся советником 'Газпрома' в то время, когда ЮКОС 'растаскивали' по частям. Более того, Dresdner проводил оценку 'Юганскнефтегаза', основного актива ЮКОСа, купленного 'Роснефтью'. Dresdner даже дал кредит 'Роснефти', чтобы та смогла осуществить эту сделку. А теперь этот банк выводит 'Роснефть' на британский рынок. Dresdner знал, что принимает участие в грубейших нарушениях законодательства.
Ряд американских банков, таких как JP Morgan также готовы содействовать в скупке краденой собственности. . . Характерным сигналом служит тот факт, что когда президент 'Роснефти' Сергей Богданчиков две недели назад представлял в Лондоне финансовые результаты своей компании, капитализация которой благодаря покупке 'Юганскнефтегаза' возросла с 8 миллиардов в 2004 году до 50 миллиардов долларов в этом году, никто не задал ему ни одного вопроса о ЮКОСе. Все боятся России, когда речь заходит об энергетике. Даже финансовые аналитики не желают задавать каверзные вопросы, потому что они не хотят, чтобы им потом отказали в визе. Никого не волнует отсутствие прозрачности в деятельности российских предприятий, а также незащищенность миноритарных акционеров.
- Какую выгоду получат немецкие компании от этой сделки?
- Чем больше я работаю над этим делом, тем больше я убеждаюсь в том, что центральным стержнем российской энергетической политики является ее союз с Германией. Во время правления Шредера имел место феномен, который мы привыкли наблюдать в слаборазвитых странах.
Ряд крупных компаний, BASF, RWE, E.ON, а также банки, Dresdner Kleinwort и Deutsche Bank, в некотором смысле 'приватизировали немецкую внешнюю политику' по отношению к России. Шредер обменял свою политику защиты принципов демократии на политику энергетики, направленную на получение прямого и привилегированного доступа на российский рынок для немецких предприятий. Эта сделка с Путиным в немалой степени способствовала уничтожению правового государства в России, которое защищает честную конкуренцию, а не закулисные переговоры. Знаете ли Вы, что единственным человеком, который одобрительно отозвался о продаже активов ЮКОСа никому неизвестной компании 'Байкал Финанс', был посол Германии в России?
И Ангела Меркель, даже если она попытается отмежеваться от политики ее предшественника, с трудом сможет избавиться от давления немецкого газового лобби. На самом-то деле Германии необходимо диверсифицировать свои источники поставок энергоносителей, а строительство Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря даст ровно противоположный результат.
Российская энергетическая политика заключается в контролировании партнеров посредством долгосрочных контрактов, точно оговоренных пунктов назначения поставок и покупок европейских газораспределительных активов. Именно поэтому Россия в данный момент нацеливается на ключевые активы ЮКОСа в Словакии (Transpetrol) и Литве (Mazeikiu Nafta). Чем больше будет у России активов, тем сильнее будет ее политическое влияние в этих странах. Эта комплексная энергетическая политика объясняет возросшую дипломатическую активность России в Иране, Ливии, Алжире, Китае и даже Латинской Америке, которая стала 'новой значимой величиной'. Перед лицом этой четко выстроенной стратегии, Европа являет свою разрозненность и слабость. Я уверен, что ссылка Ходорковского в колонию, объясняется именно тем, что он был слишком хорошо осведомлен в этих вопросах. Российские власти не хотели, чтобы он смог открыто высказать свое мнение по всем этим вопросам.
- Как у него дела?
- Мы очень обеспокоены. Ножевое ранение, которое он получил, явилось для нас серьезным сигналом. А намеки тюремного начальства, на то, что Ходорковский якобы предлагал своему сокамернику вступить с ним в половые отношения, являются просто возмутительными. Теперь его перевели в одиночную камеру. Это может лишь вызвать беспокойство у тех, кто хоть немного знаком с советской историей.
__________________________________________________________
Подумываете об акциях "Роснефти"? Не стоит ("The Washington Post", США)
Акции 'Роснефти': соблазнительно, но боязно ("Business Week", США)