Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Москва путает интересы страны с интересами 'Газпрома'

Хвастливость, с которой Россия обращается к ЕС, демонстрирует не ее силу, а ее 'опасения'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
ЕС и Россия должны вернуться к энергетическому диалогу 'на более рациональной основе', оставив 'мегафонную дипломатию', к которой обе стороны обратились после того, как Россия в январе прервала поставки газа Украине и в один день подорвала свой авторитет надежного экспортера энергии

ЕС и Россия должны вернуться к энергетическому диалогу 'на более рациональной основе', оставив 'громогласную дипломатию', к которой обе стороны обратились после того, как Россия в январе прервала поставки газа Украине и в один день подорвала свой авторитет надежного экспортера энергии. Таким видится один из ключевых моментов отношений между Москвой и Брюсселем главе делегации Европейской Комиссии в российской столице Марку Франко (Marco Franco). Свою позицию он излагает накануне встречи, которая состоится 25 мая на берегу Черного Моря в Сочи. Энергетический вопрос займет важное место на этих переговорах, в ходе которых представители ЕС вновь постараются убедить Россию в том, что она, в собственных же интересах, должна ратифицировать Энергетическую хартию и подписать Транзитный протокол.

Хвастливость, с которой Россия обращается к ЕС, демонстрирует, по словам Франко, не ее силу, а ее 'опасения'. По мнению представителя Еврокомиссии, 'русские' испугались реакции Запада на украинский кризис, поскольку их газовый экспорт на 100% зависит от европейского рынка. Российская компания 'Газпром' - крупнейший в мире производитель газа - обречена находить взаимопонимание со своими европейскими партнерами еще 'приблизительно лет десять', отмечает он. Для строительства газопровода с полуострова Ямал (Западная Сибирь), например, в Китай придется прокладывать маршрут по гористой местности, а для развития рынка сжиженного газа также требуется время. На сегодняшний день, 'ЕС гораздо легче будет диверсифицировать свои источники энергии, чем России - своих клиентов', - утверждает Франко.

В России нет производства сжиженного газа, и первый завод по сжижению будет открыт на Сахалине в 2007 году, но это слишком далеко от ЕС. На европейской территории России завод по сжижению природного газа будет запущен после начала эксплуатации Штокмановского месторождения (Баренцево море), где расположены крупнейшие в мире запасы этого топлива. 'Ратификация Энергетической хартии и переговоры по Транзитному протоколу в интересах России, потому что они приведут к большей конкуренции на ее внутреннем рынке, вне зависимости от того будут ли на нем присутствовать европейские компании', - отмечает Франко. В начале девяностых Россия подписала, но не ратифицировала Хартию, регулирующую отношения между производителями и потребителями энергии. Транзитный протокол, в свою очередь, регулирует доступ к энергетическим транспортным сетям.

Российские производители газа, лишенные возможности экспортировать свою продукцию, вынуждены действовать на региональном уровне либо продавать 'Газпрому' добытый ими газ по ценам внутреннего рынка, которые ниже международных. В случае либерализации экспорта, 'российская экономика в целом выиграет от открытия рынка, поскольку компании получат новый стимул к производству, инвестициям и диверсификации', - говорит Франко.

'Не ратифицируя Хартию и не обсуждая Транзитный протокол, Россия наказывает саму себя', - высказывает свое мнение представитель Еврокомиссии. Российских руководителей не устраивают оба документа, хотя близкие к Кремлю источники намекают, что здесь могли бы продемонстрировать большую гибкость. В апреле замглавы 'Газпрома' Александр Медведев заявил, что в протоколе должны больше учитываться права производителей и увеличена ответственность транзитных стран.

Рынок газа требует громадных вложений в инфраструктуру и длительных сроков амортизации. В период между 2003-2020 гг. российский энергетический сектор потребует инвестиций в размере 735 миллиардов долларов, 25% этой суммы, по подсчетам Еврокомиссии, должны поступить из-за рубежа. Логично, что Россия захочет гарантировать свои контракты.

Российскому руководству сложно понять, что антимонопольное европейское законодательство направлено не против них, а касается всего Европейского Союза. 'Никто не пытается не пускать 'Газпром' в ЕС, но эта компания не может идти против положений Римского договора, устанавливающего правила конкуренции', - отметил Франко, по мнению которого, российский концерн пытается 'вызвать раскол' на европейском рынке.

'Газпром' ведет переговоры по индивидуальным операциям, в моделируемых ситуациях, таких как, например, обмен активами с немецкой корпорацией BASF. Но одно дело заключение отдельных договоров, а другое - общая политика приобретений. Если трансакции между европейскими партнерами примут общий характер и 'ЕС начнет с российской стороной переговоры о рамочном соглашении в области энергетики, то Европейская Комиссия неизбежно выложит на стол условия Энергетической хартии, такие, как прозрачность рынка, либерализация, открытый доступ к транспортным системам и демонополизация', - уточняет Франко. Речь идет об обращенной 'к России просьбе провести некоторые необходимые реформы на своем внутреннем газовом рынке'.

'Для России было бы полезно, чтобы Еврокомиссия разработала сбалансированный подход, включающий определенное реформирование газового рынка, что подтолкнет 'Газпром' к большей эффективности, увеличит инвестиции и будет выгодно как российской экономике, так и потребителям', - отмечает Франко.