В связи с сообщениями о предстоящей в середине июня встрече Путина с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом (Mahmud Ahmadinedschad) московская "Независимая газета" писала о новом "вызове, брошенном Западу", и об ответных упреках президента Владимира Путина в связи с антироссийскими тирадами вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney). У Москвы, предполагает газета, могут в результате появиться новые проблемы и в без того испорченных отношениях со своими западными партнерами. Встреча состоится во время юбилейного саммита созданной в 1996 году Шанхайской организации сотрудничества. В нее помимо России и Китая входят пять среднеазиатских бывших советских республик, а с июля 2004 года в качестве наблюдателей - также Пакистан, Индия, Монголия и Иран.
Между тем из последней группы официальное приглашение на юбилейные торжества получили только иранцы. Для экспертов это не является неожиданностью, так как Тегеран, находящийся в определенной международной изоляции, уже не один месяц добивается полного членства в этой организации. Из добрых побуждений: Шанхайская организация сотрудничества собирается в долгосрочной перспективе стать противовесом НАТО и ОПЕК со своими собственными военными структурами, призванными оказывать помощь членам в случае внешней угрозы.
При этом предусматривается, что главную роль будет играть оборонительный союз СНГ, воспринимаемого в качестве преемника распавшегося СССР: Организация договора о коллективной безопасности, открытая с 2003 года для вступления не только для бывших советских республик. Относительно приема Ирана единого мнения пока нет ни в Шанхайской организации сотрудничества, ни в российском руководстве.
Согласно сообщению газеты "Коммерсант", министр иностранных дел Сергей Лавров, обещающий, что со вступлением Тегерана в Шанхайскую организацию сотрудничества появится больше шансов для урегулирования иранского кризиса без применения военных средств, к чему стремится Москва, получил в прошедший вторник сразу два отказа. В Пекине от президента Ху Цзиньтао (Hu Jintao) и в Москве, где министр обороны Сергей Иванов, в данный момент, со всей очевидностью, лидирующий в борьбе за наследование Путину, "пока" исключил "существенное расширение" Шанхайской организации. Оба, очевидно, не заинтересованы в эскалации напряженности в отношениях с Западом накануне саммита Большой Восьмерки, запланированного на середину июля в Санкт-Петербурге.
В частности, вопрос об иранском кризисе, как сказал специальный уполномоченный Путина в Большой Восьмерке Игорь Шувалов, не стоит в повестке дня главы государства. Между тем на встрече министров иностранных дел непосредственно перед саммитом этот вопрос займет центральное место, а, значит, неизбежно - и на российско-иранском саммите, на котором снова может пойти разговор о членстве Тегерана в Шанхайской организации сотрудничества. Особенно в том случае, если спор по поводу ядерной исследовательской программы Ирана и разногласия в Совете Безопасности ООН будут приобретать все большую остроту. Китай и Россия, предупредил Лавров, сегодня не поддержат новый проект резолюции ООН из-за того, что он содержит "предлог для принудительных и тем более силовых действий".
Ахмадинежад в споре по поводу атомной программы своей страны в очередной раз обрушился на ее противников. Как сообщает информационное агентство Isna, выступая вчера, Ахмадинежад сказал, что тот, кто против прогресса других народов, - "душевнобольной", и его нужно лечить. (совместно с AFP).