Процесс межправительственных торгов, известный как дипломатия, по сути ничем не отличается от переговоров в бизнесе или в повседневной жизни. Одна сторона отказывает другой в чем-то или запрашивает цену, которую другая считает непомерной. Вторая сторона в ответ предлагает что-нибудь ценное при условии, что первая изменит свои требования. Если эти кнуты и пряники удастся сбалансировать, сделка состоится.
Нефтяной бум и фискальная бережливость правительства Путина лишают США и Западную Европу рычагов влияния на Россию, которыми они владели в 1990-х годах. У России полно денег, ей больше не нужны займы МВФ или списание долгов западными правительствами. Не стремится она и к членству в ЕС или НАТО.
Впервые после распада Советского Союза у России появились серьезные козыри. Самые серьезные - это гигантские запасы природного газа. А потому неудивительно, что мы сегодня наблюдаем возрождение того недоверия, которое существовало во времена Холодной войны.
Теперь администрация Буша изображает Россию как недемократическую страну, угрожающую суверенитету своих соседей и интересам Запада. Формулировки достигли нового пика в речи вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney) в Литве 4 мая. Он обвинил Россию в использовании энергетической политики для "запугивания и шантажа" Украины, Грузии и Молдавии. Но разглагольствования не могут повлиять на Россию или, по крайней мере, сдержать ее (а тем более государственный "Газпром").
Возможный способ вернуть себе рычаги - это попытаться лишить Россию контроля над среднеазиатским газом. В настоящее время газ из Казахстана, Туркменистана и Узбекистана может достичь рынка только по трубопроводам "Газпрома". А потому, раскритиковав отход России от демократии в Вильнюсе, Чейни вылетел в Казахстан на переговоры с известным демократом, президентом Нурсултаном Назарбаевым, о строительстве нового газопровода по дну Каспийского моря и через Азербайджан в Турцию и Европу. Однако этому проекту вряд ли когда-нибудь удастся найти коммерческое обоснование.
Еще одним кнутом против россиян может послужить исключение из "Большой восьмерки", за что выступает сенатор Джон МакКейн (John McCain) и другие американские политики. Но это будет означать сжигание всех мостов и уничтожение всех шансов на сотрудничество с Россией в таких вопросах, как Иран и ядерная безопасность.
Судя по всему, в преддверии приближающегося саммита "восьмерки" Путин решил поднять ставки, дав Бушу понять следующее: "Мы отложим принятие решения по Штокману до кануна саммита и согласимся на участие ваших компаний в проекте, если вы предложите разумные условия в переговорах по ВТО".
Но теперь, когда эти намеки стали достоянием общественности, США могут подпортить свою репутацию, согласившись на предложение Путина. Дипломаты знают, что другой стороне необходимо предоставлять лестницу для спуска вниз, но в данной ситуации ничего подобного сделано не было.
Кристофер Гранвиль - британский дипломат, работавший в России в начале 1990-х годов, и редактор Trusted Sources, сетевого аналитического сервиса по развивающимся рынкам
____________________________________________________________
Избранные сочинения Кристофера Гранвиля на ИноСМИ.Ru
"ЮКОС" умер от вскрытия ("Daily Times", Пакистан)
Большая игра России в Ираке и Иране ("La Vanguardia", Испания)