Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Старый приятель Путина берет бразды правления над российской автомобилестроительной компанией

Узкий круг власти вовлекает ключевые отрасли в государственную орбиту

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Рособоронэкспорт" является одной из немногих быстрорастущих компаний, возглавляемых друзьями Путина, которые стали олицетворением его особого типа государственного капитализма. Частный капитал сегодня отступает на всем фронте российской промышленности, а контролируемые государством предприятия находятся на волне консолидации и конфискаций, начиная доминировать в нефтяной, газовой, авиационной, машиностроительной и других отраслях, которые Путин считает стратегическими.

МОСКВА - В декабре прошлого года руководитель государственной российской компании по торговле вооружением вышел из тени, показав себя одним из влиятельнейших бизнесменов страны. При помощи 300 хорошо вооруженных милиционеров он взял под свой контроль крупнейшее автомобилестроительное предприятие России.

Его агентство не имело опыта руководства автомобилестроительными компаниями. Не имело оно и акций ОАО "АВТОВАЗ", производящего вездесущую "Ладу". Однако у главного торговца оружием Сергея Чемезова было одно бесценное достоинство. Он является давним другом российского президента Владимира Путина.

По словам Чемезова, он знает Путина с 80-х годов, когда оба они были агентами КГБ. Он не скрывает, что такое знакомство помогает ему в работе. "Это значит, что мы можем быстро решать многие вопросы", - говорит он.

После назначения в 2004 году на пост руководителя государственного предприятия по экспорту вооружений "Рособоронэкспорт" Чемезов использовал свои уникальные связи для превращения этой компании в многопрофильную корпорацию, чьи интересы распространяются на целый ряд отраслей - от вертолетов и оборудования для бурения скважин до автомашин. Самой последней целью компании стал один из крупнейших в мире производителей титана, являющийся ключевым поставщиком для авиагигантов Airbus и Boeing.

"Рособоронэкспорт" является одной из немногих быстрорастущих компаний, возглавляемых друзьями Путина, которые стали олицетворением его особого типа государственного капитализма. Частный капитал сегодня отступает на всем фронте российской промышленности, а контролируемые государством предприятия находятся на волне консолидации и конфискаций, начиная доминировать в нефтяной, газовой, авиационной, машиностроительной и других отраслях, которые Путин считает стратегическими.

Этот процесс странно перекликается с недавним прошлым. В 90-е годы поколение агрессивных молодых бизнесменов использовало связи в высоких кругах для захвата собственности в ходе сфальсифицированных аукционов по ее приватизации. А сегодня некоторые из ближайших сподвижников Путина пользуются своей близостью к Кремлю для создания таких же мощных, хотя и номинально принадлежащих государству бизнес-империй.

Рост таких империй серьезно беспокоит немногочисленных защитников рыночной ориентации, еще остающихся в высших эшелонах путинской власти. "У нас нет достаточных путей и средств для контроля над государственными компаниями, многие из которых являются монополистами, когда они проводят захват рыночной собственности", - заявил в апреле на одном из совещаний министр экономического развития Герман Греф.

Давно известные своей коррумпированностью и низкой эффективностью, эти российские государственные гиганты все в большей степени становятся инструментами политики властей. В январе газовая монополия ОАО "Газпром" на короткий промежуток времени прекратила подачу топлива в соседнюю Украину из-за ценового спора, который многие с осуждением назвали попыткой мести прозападному правительству этой страны. Кремль такие обвинения отвергает, говоря о том, что крупные компании под контролем государства будут подчиняться рыночной дисциплине, ведь зачастую часть их акций доступна для приобретения иностранными инвесторами. (Так, правительство планирует этим летом провести первое открытое предложение акций государственной нефтяной компании "Роснефть".)

Однако сообщения о передаче "АВТОВАЗа" "Рособоронэкспорту" стали довольно неприятным известием для совместного предприятия этого российского автогиганта и корпорации General Motors с капиталом в 340 миллионов долларов. Смена руководства обострила до того дремавшую напряженность в отношениях партнеров. Сейчас возникают признаки того, что вся эта сделка, являющаяся крупнейшим вложением иностранных средств в российский автомобилестроительный сектор, может сорваться.

До недавнего времени "Рособоронэкспорт" был мало кому известен. Эта компания со штатом в несколько сотен сотрудников и штаб-квартирой на одном из тихих московских бульваров была и остается одной из самых закрытых в России. Ее деловая активность в значительной степени является государственной тайной. Однако когда у штурвала "Рособоронэкспорта" встал Чемезов, она начала приобретать все больший вес и известность.

По словам Чемезова, он познакомился с Путиным, когда оба были офицерами-разведчиками КГБ и работали в Дрездене, в Восточной Германии. Кремль никак не комментирует это заявление, которое, однако, опубликовано в журнале, принадлежащем государству. Чемезов говорит, что они жили в одном доме, а их семьи общались между собой. Они не потеряли контактов и после возвращения в Россию. В 1996 году, когда Путин получил должность чиновника среднего ранга в Кремле, он назначил Чемезова своим заместителем.

В 1999 году Чемезов перешел в сферу торговли оружием. Это было время повальной коррупции и хаоса. С приходом капитализма оборонные предприятия оказались без заказов и без денег. В отчаянной борьбе за выживание эти в основном государственные компании конкурировали друг с другом, пытаясь заполучить зарубежные контракты, причем зачастую делали это при помощи сомнительных посредников.

После того, как через год Путин стал президентом России, он взял этот сектор торговли под свой контроль. Президент сформировал "Рособоронэкспорт", сделав данное предприятие государственной монополией, чтобы выдавить с этого поля независимых торговцев оружием и искоренить взяточничество. Штаты он укомплектовал своими старыми товарищами. Чемезов стал заместителем руководителя "Рособоронэкспорта", а в 2004 году возглавил компанию.

Российская экспортная торговля оружием начала бурно развиваться. В прошлом году ее объем составил 6 миллиардов долларов, увеличившись с 1999 года на 70 процентов. "Рособоронэкспорт", которому причитается комиссия в 3,8 процента со всех продаж, процветает.

Агентство открывает для себя новые горизонты. В прошлом году "Рособоронэкспорт" поглотил и слил воедино все российские вертолетостроительные компании, часть из которых являлась частными предприятиями. Новое объединение стало одним из дочерних предприятий "Рособоронэкспорта". Сейчас федеральное агентство осуществляет такие же усилия по объединению стоящих на грани выживания производителей самолетов - причем под контролем государства.

Влияние Чемезова выросло в связи с тем, что Кремль назначил его государственным представителем в правлениях ряда крупных оборонных компаний. Однако его самый амбициозный план заключался во взятии такой крепости, как "АВТОВАЗ". Эта автомобильная история начала быстро разворачиваться осенью прошлого года. Подхлестнула ее состоявшаяся чуть раньше встреча в Кремле между президентом Путиным и бессменным руководителем данной автомобилестроительной компании.

Когда уходит удача

Предприятие "АВТОВАЗ" было создано в конце 60-х годов в скучном и сером волжском городе Тольятти, названном так в честь итальянского коммуниста. В 90-е годы город попал в эпицентр мафиозных войн, когда противоборствующие преступные группировки в борьбе за контроль над автозаводом устраивали перестрелки прямо у заводских ворот. Компания была разорена. Однако торговые фирмы, поставлявшие на завод запчасти и комплектующие, а также продававшие готовые автомобили, благодаря тесным связям с руководством "АВТОВАЗа" получали огромные прибыли.

В последнее время "АВТОВАЗ" ведет борьбу за удержание доли рынка, поскольку часть быстро развивающегося российского среднего класса пересаживается из дребезжащих "Лад" в более комфортабельные иномарки. В середине 2005 года на завод попытались набросить свою удавку корпоративные рейдеры с криминальными связями. Они начали скупать поставщиков запчастей и дилеров, ставить на руководящие посты преданных менеджеров и приобретать акции.

По словам Чемезова, когда прошлой осенью президент Путин встретился с 64-летним руководителем "АВТОВАЗа" Владимиром Каданниковым, ветеран автомобилестроения заявил о своем желании уйти в отставку. От интервью Каданников отказался. Близкие к нему люди говорят, что у него не было большого выбора, когда он принимал решение об уходе. А представитель Кремля заявил, что Путин не занимается увольнением руководителей частных компаний.

Как сказал Чемезов, проконсультировавшись со своими помощниками, Путин поставил "Рособоронэкспорту" задачу провести на "АВТОВАЗе" чистку.

Проникнуть в компанию было несложно. Менеджеры "АВТОВАЗа" контролировали предприятие благодаря скрытой от посторонних глаз системе перекрестного владения акциями. Сменив руководство, "Рособоронэкспорт" мог возглавить компанию, даже не покупая никаких акций.

Однако сначала надо было убедить старую команду руководителей мирно уйти. После того, как в октябре Каданников оставил свой пост, в Тольятти прилетела целая группа следователей и работников прокуратуры, чтобы начать этот процесс. "Для наведения порядка ... государству пришлось перебросить туда 300 милиционеров из других мест, - говорит Чемезов, - в течение нескольких месяцев нам пришлось сменить буквально всю милицию, как в Тольятти, так и на самом заводе". Вскоре трем главным бухгалтерам "АВТОВАЗа" были предъявлены обвинения в хищениях и уклонениях от уплаты налогов. Через несколько недель обвинения были сняты.

22 декабря плотный милицейский кордон окружил многоэтажную штаб-квартиру "АВТОВАЗа" в Тольятти, где акционеры проводили собрание, избирая новый состав правления. В течение получаса они проголосовали за утвержденный государством список кандидатов. Имен альтернативных претендентов в бюллетенях не было.

Автогигант

Президент Путин выступил в защиту этого поглощения. "Нам надо признать, что предприятие находится в плохом состоянии, - заявил он в январе журналистам, - и если туда приходит государственная структура, выступая в качестве кризисного управляющего, чтобы исправить положение, то это не так уж и плохо".

Новые боссы проталкивают программу государственных инвестиций в объеме 4,5 миллиарда долларов, чтобы разработать новые модели и построить новый завод, производящий 450000 автомобилей в год. Некоторые представители власти хотят, чтобы "АВТОВАЗ" шел дальше, поглощая мелких российских автомобилестроителей и постепенно превращаясь в общенациональный автогигант. У Чемезова есть собственные идеи насчет того, как восстановить былую славу предприятия. Совсем недавно он заявил, что завод будет выпускать автомобиль типа джипа для армии, который будет носить название "Калашников".

Похоже, что в целом рабочие предприятия приветствуют происходящие наверху перемены. "С новым составом появляется, по крайней мере, надежда на то, что они избавятся от мафии. Кроме них этого никто не сможет сделать", - говорит руководитель независимого профсоюза "АВТОВАЗа" "Единство" Петр Золотарев.

"Рособоронэкспорт" быстро взял под свой контроль доходную сеть продаж "АВТОВАЗа". Один из первых шагов в этом направлении состоял в том, что московский офис компании перешел в руки брата нового председателя "АВТОВАЗа".

Затем руководство изменило направление значительной части финансовых потоков компании, включая и некоторые валютные счета. Оно начало переводить средства в "Новинкомбанк". Это совсем небольшой банк, однако он тесно связан с оборонной промышленностью России. В течение многих лет одним из главных его акционеров является Российская ассоциация ветеранов внешней разведки, а в конце 90-х годов банк возглавлял предшественник Чемезова в "Рособоронэкспорте" - тоже бывший сотрудник КГБ.

Размолвка с General Motors

Вскоре возникла легкая ссора между "Рособоронэкспортом" и американским партнером "АВТОВАЗа" по совместному предприятию - компанией General Motors. Охлаждение в отношениях General Motors и "АВТОВАЗа" наступило еще при прежней управленческой команде. Однако американские партнеры были ошеломлены, когда в феврале новые боссы "АВТОВАЗа" внезапно прекратили поставку запасных частей для существующего уже пять лет совместного предприятия двух компаний, что привело к десятидневной остановке производственной линии. "О закрытии никто ни с кем даже не говорил, - заявляет главный представитель General Motors в России Уоррен Браун (Warren Browne), - они приняли это решение в одностороннем порядке".

"АВТОВАЗ" уже давно жаловался на то, что совместное предприятие платило недостаточные цены за поставляемые им детали. После жестких переговоров стороны пришли к компромиссу, и цены были увеличены, хотя и не на 60 процентов, как того требовал "АВТОВАЗ". Однако срок действия этого соглашения истекает в конце года, и дальнейшие перспективы совместного предприятия довольно туманны. "Обе стороны по-прежнему испытывают большое недоверие друг к другу, - говорит знакомый с подробностями этого проекта банкир, - я думаю, что одна сторона просто выкупит другую".

Такой шаг нанесет мощный удар по новаторскому проекту, благодаря которому General Motors в свое время опередила конкурентов на этом одном из самых быстрорастущих автомобильных рынков. General Motors пошла на довольно рискованный шаг, поставив свой логотип "Шевроле" на автомобиль российской конструкции. Вначале такая стратегия себя оправдывала, поскольку "Шевроле" в 2004 году стала самой покупаемой иностранной маркой. Компания утверждает, что твердо намерена сохранить совместное предприятие, несмотря на нынешнюю размолвку. "Оно не имеет долгов, оно зарабатывает деньги, и оно стало рентабельным на год раньше, чем мы ожидали", - говорит Браун.

Новые руководители "АВТОВАЗа" более сдержанны в своих оценках. "Когда все только начиналось, совместное предприятие совершило настоящий прорыв, однако времена меняются, - говорит новый председатель правления "АВТОВАЗа" Владимир Артяков, - оно завязло в своем первоначальном формате ... и начало хромать. Оно уже не вписывается в стратегию "АВТОВАЗа"". Отвечая на вопрос о возможной покупке "АВТОВАЗом" совместного предприятия, он говорит: "А почему бы и нет?"

General Motors уже рассматривает другие варианты. Компания ищет землю для строительства сборочной линии в Санкт-Петербурге, которой она хочет владеть без местных партнеров.

Битва за металл

Чемезов также находится в постоянном поиске других сфер деятельности. В настоящее время он ведет переговоры о приобретении "Рособоронэкспортом" пакета акций ОАО "ВСМПО-Ависма", являющегося одним из крупнейших в мире производителей титана. Оно должно стать частью новой крупной государственной компании, занимающейся производством металлов и сплавов для российской оборонной промышленности.

ОАО "ВСМПО-Ависма" только что подписало контракт на сумму 1,4 миллиарда долларов на продажу своего легкого металла компании Airbus со сроком действия до 2015 года. Компания является также ключевым поставщиком корпорации Boeing. Как говорят представители "Рособоронэкспорта", они не хотят, чтобы все запасы этого металла уплывали из страны за рубеж. По словам Чемезова, ВСМПО является "стратегическим предприятием". "Оно обеспечивает титаном все наши оборонные заводы. И естественно, мы хотим, чтобы оно находилось ... под контролем государства".

Чемезов отрицает, что его план сводится к национализации, хотя и признает, что предлагаемая "Рособоронэкспортом" цена составляет примерно половину реальной рыночной стоимости предприятия.

По мере того, как влияние Чемезова увеличивается, грань между государственным служащим и предпринимателем в этом человеке постепенно стирается. "Вы знаете, на самом деле, мы не государство, мы бизнесмены, - говорит он о своем "Рособоронэкспорте". - Вы можете назвать это государственной коммерцией".