Президент России Владимир Путин так просто не упустит из своих рук установленный с таким трудом контроль над нефтяным и газовым сектором. Только так следует понимать скромное количество акций нефтяного концерна "Роснефть", занимающего по объемам добычи третье место в стране, которые будут размещены на фондовом рынке. К покупке будут предложены всего 15 процентов акций государственного предприятия, а не 30 или 49 процентов, как это говорили еще в конце прошлого года.
Таким образом "Роснефть", а, значит, государство не допустят влияния неугодных миноритарных акционеров, которые могли бы потребовать повышения фирменной культуры, корпоративности управления и прозрачности.
При этом открытость концерна пошла бы ему на пользу. Он был бы вынужден работать эффективнее. Сегодня для деловой практики "Роснефти" характерна непрозрачность. Показательным для этого является, например, то, каким образом концерн финансировал в прошлом году насильственное поглощение частного предприятия "Юганскнефтегаз". Была использована цепочка подставных фирм с красивыми названиями, такими, как "Камелия" или "Флоренция", выстроена сложная схема обмена. Речь шла о том, чтобы скрыть происхождение более чем девяти миллиардов долларов США.
Активные акционеры могут, по меньшей мере, осудить подобные уродливые явления. Однако благодаря скромному выходу на фондовый рынок "Роснефть" остается в целом закрытым предприятием. Действительно, Кремлю, благодаря сохраняющейся высокой цене на нефть, что и без того приносит в бюджет миллиарды нефтедолларов, нет необходимости выставлять на продажу более крупные пакеты акций сырьевых концернов. Он выставляет именно столько, сколько хочет получить от продажи акций; столько, сколько считает необходимым, чтобы лучше контролировать их.