Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'
В 1970 году я ездил в Египет как член делегации, представляющей США на похоронах президента Гамаля Абделя Насера. В то время Египет был в близком альянсе с Советским Союзом. Когда мы прибыли в Каир, казалось, куда ни посмотришь - все говорило о советском присутствии: советские танки, ракеты, войска.
Согласно расписанию визита мы должны были встретиться с Анваром Садатом. Никто в нашей делегации не знал, чего ожидать, принимая в расчет натянутые отношения между двумя нашими странами в то время. К нашему удивлению, Садат сказал нам, что он, в действительности, уважает США. Причина? Будучи молодым военным офицером, он посещал нашу страну и получил великолепные впечатления.
И действительно, в течение двух лет после прихода к власти Садат выдворил советские войска из Египта и начал строить дружеские отношения с США, которые, несмотря на проблемы и периодически возникающие разногласия, до сих пор остаются важными и очень ценными.
Я упоминаю важности этих отношений в военной сфере, т.к. США в этом новом столетии переживают существенные трансформации своей военной системы и партнерских отношений во всем мире. Данные изменения необходимы для реагирования на новые реалии и угрозы, возникшие после окончания 'холодной войны'.
Важно отметить, что, начиная с 2001 года, США, возможно, сделали больше и сотрудничали с большим количеством стран в более конструктивном ключе, а также работали в большем количестве регионов мира, чем когда либо в своей истории.
Террористические атаки 11 сентября 2001 года подвигли президента Джорджа Буша помочь создать и возглавить самую широкую коалицию в истории - более 80 стран, - чтобы начать мировую войну против терроризма. Более того, в настоящее время около 60 стран участвуют в Инициативе по защите от распространения, чтобы предотвратить транспортировку опасного оружия и материалов террористам и преступным режимам.
Произошло переосмысление структуры и роли наших традиционных военных альянсов, включая НАТО, которое создает новые Силы быстрого реагирования и впервые в истории вышло за пределы Европы, введя в Афганистан Международные силы по обеспечению безопасности ('ISAF').
Сегодня в центре внимания Ирак и Афганистан. Но в последующие десятилетия приоритеты изменятся. И многое из того, что нам придется делать в будущем, вероятно, будет определяться выбором отдельных стран.
Возьмем, например, Россию, государство с огромными запасами природных ресурсов, с образованным населением и богатым наследием научных и культурных достижений. Как и американцам, и другим народам мира, им угрожает жестокий экстремизм. Россия является партнером США по некоторым вопросам безопасности, а наши общие отношения переживают лучший период за последние десятилетия. Но что касается других вопросов, то здесь Россия отвергает сотрудничество: например, применяет энергетические ресурсы в политических целях или оказывает сопротивление положительным политическим изменениям в соседних государствах.
То же самое верно и в отношении Китая. Китайские люди образованны и талантливы, а их страна обладает большим потенциалом, показатели роста экономики высоки, развита промышленная рабочая сила. Тем не менее, некоторые аспекты китайской политики остаются неустойчивыми и осложняют наши отношения. В прошлом году в отчете министерства обороны США отмечалось, что расходы Китая на оборону оказались значительно выше официально признанных цифр китайского правительства. Вкупе с заметной нехваткой прозрачности, это по понятным причинам беспокоит соседей Китая.
В придачу к выборам, сделанным этими и другими станами, собственный выбор Америки также будет важным фактором, определяющим то, какое будущее нас ждет. Время от времени общественное мнение в США было против нашей активной роли в мире и выполнения наших обязательств перед союзниками, т.е., по сути, против движения за свободу. Помню, как в начале 70-ых годов ХХ века мне в качестве посла США в НАТО пришлось вернуться из Европы, чтобы свидетельствовать в нашем Конгрессе против законодательства, согласно которому войска США должны были уйти из Западной Европы и из НАТО как раз в то время, когда Советский Союз полным ходом наращивал свой военный потенциал.
Сегодня страны, которые были членами Варшавского договора, созданного Советским Союзом, как и некоторые бывшие советские республики, которых мы обычно называли 'странами-пленниками', являются важными членами НАТО и одними из наших самых приверженных союзников в войне против терроризма.
Это произошло не случайно. Смотря в будущее, я убежден в том, что если нам достанет мудрости, смелости и сил перестроить долгосрочные стратегические механизмы, принять новых партнеров и, самое главное, упорно идти к цели вопреки неблагоприятным факторам и сложностям, мы одержим очередную победу в этой 'длинной войне' против жестокости, экстремизма и других угроз, которые могут возникнуть в новом нестабильном веке.
Дональд Рамсфелд - министр обороны США
_________________________________________________________
Copyright: Project Syndicate, 2006.
Перевод с английского: Николай Жданович