Представьте себе следующую дилемму, которая встанет перед президентом США когда-нибудь в будущем (когда, как мы надеемся, наша разведка в реальном масштабе времени достигнет высокого уровня достоверности, точности и своевременности):
В течение последнего часа американская система видовой разведки обнаружила, что террористическая организация, о которой известно, что она приобрела несколько ядерных боеприпасов, загружает эти боеприпасы на транспортные средства и готовится вывезти их в неизвестном направлении. Задержка даже на 1-2 часа с нанесением американского удара по этому месту может означать, что эта группа оттуда уедет, контакт с ней будет потерян, а боеприпасы будут контрабандно доставлены в Соединенные Штаты или в союзную им страну и там подорваны.
Если террористическая группа окажется близко к авиабазе ВВС США или к пункту базирования (району плавания) соответственных сил ВМС США, можно предположить, что воздушный удар будет нанесен в срок не позднее нескольких часов - и, возможно, застигнет эту группу врасплох на месте. Но если террористы окажутся далеко от американских самолетов или крылатых ракет, единственным имеющимся в распоряжении президента США вариантом действий будет отдание приказа на боевое применение стратегической баллистической ракеты - "Minuteman" сухопутного базирования или "Trident D5" подводного базирования - любая из которых способна поразить цель почти в любой точке земного шара в срок не более получаса. Но тут есть одна большая проблема: в настоящее время все эти ракеты оснащены только головными частями с ядерными боеголовками.
Отдаст ли президент США приказ о превентивном ядерном ударе при подобных обстоятельствах? Это возможно, но очень маловероятно. Все еще будут оставаться сомнения относительно точности разведывательной информации, и даже если информация точная, последствия беспрецедентной акции такого рода вполне могут быть сочтены неприемлемыми - в плане риска для невинных жертв сопутствующего ущерба и ожидаемых политических отзвуков во всем мире. Более чем вероятно, что президент отдаст американской разведке и вооруженным силам приказ попытаться проследить за этой террористической группой и уничтожить ее позднее с помощью войск специального назначения или самолетов с обычным оружием. Возможно, это сработает, но если нет, тогда последствия могут быть катастрофическими.
Именно в силу возрастающей вероятности сценариев такого рода - требующих срочных высокоточных неядерных ударов - Пентагон пытается получить от Конгресса США разрешение на замену ядерной головной части двух ракет "Trident D5" на каждой находящейся в боевом составе ВМС США стратегической подводной лодке на головную часть нового типа, несущую четыре высокоточные неядерные боеголовки индивидуального наведения. Такие боеголовки, скорее всего, будут весьма эффективными против наземных (надводных) целей, в частности, против неукрытых ракетных пусковых установок, кораблей (судов) у причалов, а также автотранспортных средств и самолетов (вертолетов) на земле - и смогут нанести удар по таким целям практически в любой точке Европы, Африки или Азии в срок не более 1 часа после получения приказа. Такой удар будет не только скорым и точным, он также может поразить цель без предупреждения. Новая система оружия, вероятно, не будет эффективной против большинства защищенных целей, скажем, шахтных пусковых установок ракет или сильно заглубленных в землю объектов, например, командных пунктов. Она не предназначается и не будет способна служить средством устрашения ядерных сил России или Китая.
Первые (разгонные) ступени таких ракет будут запрограммированы так, чтобы после отделения упасть в Мировой океан, благодаря чему удастся избежать потенциальных проблем нанесения ущерба при их возвращении в атмосферу. Последующие ступени ракет при совершении дальнейшего полета могут пролетать над территорией других стран, но они не упадут на землю вне пределов района цели. Только российская система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) обладает определенными возможностями обнаружения пуска ракеты из штатных районов боевого патрулирования атомных ракетных подводных лодок (ПЛАРБ) ВМС США, а риск неправильного определения точки падения боеголовки будет ниже, чем при пуске межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) сухопутного базирования.
Тем не менее, к нашему удивлению, на Капитолийском холме это предложение натолкнулось на оппозицию. Некоторые утверждают, что неразумно заменять ядерные головные части неядерными на стратегических подводных лодках, пусть даже всего на двух ракетах каждой подводной лодки. Они опасаются, что это может стать началом полномасштабной попытки заменить ядерные системы оружия неядерными. С учетом того, что боеголовки на подводных лодках составляют примерно две трети американских возможностей устрашения, а подводные ракетно-ядерные силы являются наиболее живучими, они утверждают, что эти возможности не следует компрометировать. Однако предлагаемая концепция не требует сокращения числа ядерных боеголовок на подводных лодках. Дополнительные ядерные боеголовки будут добавлены в комплектацию головных частей остающихся ядерных ракет на каждой подводной лодке, чтобы сохранить неизменным их общее число.
Другие заявляют, что могут быть допущены ошибки в передаваемых на подводные лодки приказах на боевое применение ракет, или что по тем или иным причинам назначение стратегическим подводным лодкам двойственных боевых задач может поставить под угрозу строгий контроль за ними, который гарантирует, что ядерные ракеты не будут запущены случайно. Однако ВМС США разработали как процедурные, так и физические меры, которые позволят избежать любых проблем такого рода, и в этом отношении ВМС следует доверять. Во время "холодной войны" ВМС США десятилетиями имели на своих надводных кораблях и подводных лодках как обычные, так и ядерные варианты зенитных ракет, крылатых ракет, торпед и бомб, и никаких серьезных чрезвычайных происшествий с ними не случалось.
Кое-кого волнует, что запуск даже одной баллистической ракеты большой дальности, неважно, в ядерном или неядерном снаряжении, может спровоцировать враждебную реакцию со стороны России и даже ответно-встречный ракетно-ядерный удар, если российские руководители будут опасаться, что нападению подверглись они сами. Прошлый опыт свидетельствует о том, что обнаружение пуска одной ракеты (особенно из района боевого патрулирования подводной лодки), если о нем не будет объявлено заранее, может вызвать дипломатическую проблему, но не спровоцирует военной реакции. В любом случае, российские руководители могут быть уведомлены, а причины нанесения удара раскрыты в момент, когда ракета приблизится к своей цели.
Подрыв террористической группой ядерного боеприпаса на территории Соединенных Штатов стал бы беспрецедентной катастрофой. Важно, чтобы Конгресс США одобрил финансирование этой программы. Более того, небольшие изменения в бюджет текущего финансового года могли бы ускорить первые этапы разработки ракет. В мире, в котором террористические группы могут иметь доступ к ядерному оружию, обязательно дать будущим президентам США больше вариантов для предотвращения ядерных нападений.
Гарольд Браун был министром обороны в 1977-1981 гг., при президенте Джимми Картере (Jimmy Carter); Джеймс Шлезингер был министром обороны в 1973-1975 гг., при президентах Ричарде Никсоне (Richard Nixon) и Джеральде Форде (Gerald Ford).