В гениальном романе Михаила Булгакова 'Мастер и Маргарита' о советской действительности есть классическая мысль, которую автор вкладывает в уста Сатаны: 'Нет документа - нет человека'. Этот принцип не исчез с уходом с исторической сцены реального социализма. Самый свежий пример - это случай с лидером марийской оппозиции Владимир Козловым.
Козлов стал раздражающим власти лицом из-за своей деятельности по защите прав финно-угорской марийской культуры. В феврале прошлого года он был избит на родине при странных обстоятельствах.
На этот раз Козлов направлялся в Финляндию по приглашению и имел положенную визу, но в Выборге он был неожиданно снят с поезда. Ему разъяснили, что в паспорте не хватает страниц. И их наверняка там и не хватало: некий, получивший соответствующие указания пограничник, может быть, сам и вырвал странички, после того как Козлов отдал документ на проверку.
Документа не было, следовательно, не было и человека, который ехал в Финляндию. Что можно подумать об этой одновременно детской и ужасной затее? Если бы Козлову было попросту запрещено выехать из страны, то это напоминало бы действия официальных лиц в полицейском государстве, но это была бы, по крайней мере, не тайная операция. Сейчас остаются вопросы, с какого чиновничьего уровня поступил приказ поступить по-гангстерски.
Просвещенное государство должно вести себя гуманно. И такого подхода можно было бы ожидать от государства, которое будет председательствовать в Совете Европы и на встрече 'Большой восьмерки'.
В СССР было практикой протыкать шины у автомобилей иностранных журналистов, направлявшихся на встречу с советскими инакомыслящими, диссидентами. Россия распростилась с большей частью подобных неблаговидных способов ведения политических дискуссий.
Случай с Козловым показывает, правда, что еще необходимо проделать определенный путь для того, чтобы настроения (чиновников) действительно изменились.