Российский президент Владимир Путин непреднамеренно, но совершенно верно подметил одну из важнейших проблем сегодняшнего дня: падение рождаемости в индустриально развитых странах. Путин выступил с предложением о том, чтобы государство платило женщинам за рождение детей, дабы исправить "критическую" ситуацию с демографией. На самом деле, эту ситуацию можно было назвать и "отчаянной". В 2000 году население России составляло 147 миллионов человек. По словам российского президента, оно уменьшается на 700000 человек в год. Согласно внушающим доверие оценкам Бюро переписи населения США, к 2050 году численность россиян составит 111 миллионов человек. Средний возрастной показатель (половина людей старше, половина моложе) будет равен почти 50 годам, хотя сегодня он составляет 38 лет. Как в таких условиях Россия сможет поддерживать сильную экономику, сохранять оптимизм нации и содержать боеспособную армию?
Российский случай, хоть он и носит экстремальный характер, не является единичным. Больше не возникает "взрывов" населения. В богатых странах материнство выходит из моды, а резкое падение рождаемости предвещает убыль населения. Эта тенденция имеет огромное значение, даже если сегодня мы не можем в полной мере понять ее причин (эксперты такого падения не предсказывали) или последствий. Так или иначе, побочные эффекты будут крайне значительны для экономики, политики и благосостояния людей. На самом деле, воздействие этих побочных эффектов уже началось. Является ли простым совпадением то, что Германия и Италия, находящиеся на пороге отрицательного прироста населения, испытывают такую массу проблем?
Сначала несколько фактов. В среднем, женщина для простого воспроизводства общества должна рожать двоих детей. Реальное количество детей в расчете на одну женщину называется общим коэффициентом рождаемости. Вот примеры таких показателей рождаемости для ряда крупных стран: Германия - 1,4, Греция - 1,3, Италия - 1,3, Япония - 1,4, Польша - 1,2, Россия - 1,3. Низкий коэффициент рождаемости не приводит мгновенно к снижению численности населения. Это снижение может быть замедлено за счет иммиграции, увеличения продолжительности жизни и роста количества молодых матерей. Однако в итоге низкий коэффициент рождаемости все равно предполагает падение численности населения.
"Приближающееся драматическое снижение численности населения в Европе и Японии вызовет массу проблем, - пишет Бен Ваттенберг (Ben Wattenberg) в своей замечательной книге по данной проблеме под названием "Меньше" (Fewer), - население будет стареть, уменьшится постоянный контингент клиентов (для бизнеса), возникнет нехватка рабочей силы, уменьшится база налогоплательщиков, будут урезаны размеры пенсий и увеличен возраст выхода на пенсию". Все это вполне правдоподобно. В 2000 году один из шести жителей Германии и Японии был в возрасте 65 лет и старше; к 2050 году это соотношение будет равно один к трем. Конечно, прогнозы могут быть ошибочными. Но они способны как на преуменьшение убыли населения, так и на преувеличение.
В какой-то степени мы понимаем причины падения коэффициента рождаемости. Подозреваемые здесь известны: рост доходов и продолжительности жизни, улучшение здравоохранения (поскольку выживает большее количество детей после рождения, родители заводят их все меньше), рост урбанизации (родителям не нужно иметь много детей для работы в поле), доступность образования и карьеры для женщин, контрацепция, более поздние и становящиеся все большей редкостью браки, рост числа разводов. Но наше понимание причин является неполным, поскольку в выведенном правиле о снижении коэффициента рождаемости есть одно большое исключение: Соединенные Штаты Америки.
Рождаемость в США находится примерно на уровне простого воспроизводства населения, составляя 2,1 ребенка в расчете на одну женщину. И такое воспроизводство населения не является, как считают многие, просто показателем более высокой рождаемости среди испаноговорящих американцев. Коэффициент рождаемости для нелатиноамериканского белого населения составляет 1,9, а для афроамериканцев - около 2. Такие данные приводит демограф Николас Эберштадт (Nicholas Eberstadt) из Американского института предпринимательства. Чем же объяснить это исключение из общего правила? Эберштадт приводит три отличия американцев от Европы и большинства других развитых стран: больший оптимизм, больший патриотизм и более сильные религиозные ценности. И этому есть подтверждение. В ходе опроса, проведенного Центром изучения общественного мнения (National Opinion Research Center) Чикагского университета, респондентов из 33 стран попросили отреагировать на следующее утверждение: "Я предпочитаю быть гражданином своей собственной страны, и никакой другой". Из числа американских респондентов 75 человек полностью согласились с этим утверждением. Так же утвердительно на него отреагировал лишь 21 процент немцев, 34 процента французов и 21 процент испанцев.
Сегодня рождение детей - это сознательный выбор, в то время как раньше это было делом экономической необходимости или религиозным долгом. Каким-то образом нашему обществу лучше удается совмещать решение проблем ухода за детьми и занятости, чем другим странам, которые выплачивают большие детские пособия (правительственное пособие по уходу за ребенком, выплаты многодетным семьям). На самом деле, щедрые пособия государств всеобщего благоденствия могут даже отбивать охоту иметь детей. Экономисты из университета Миннесоты в результате проведенного исследования выяснили, что крупные выплаты пособий по социальному обеспечению и большие налоги на заработную плату имеют связь с низким коэффициентом рождаемости. Люди начинают понимать, что им не нужны дети, которые заботились бы о них в старости. Наряду с этим, высокие налоги и бедная экономика мешают молодым людям обзаводиться семьями.
Кто знает. Однако, принимая решение не иметь детей, люди голосуют против будущего, против своих стран и против себя самих. Легко можно вообразить те жертвы и разочарования, которые связаны с воспитанием детей. Как бы люди ни пытались, трудно представить себе ту огромную радость и эгоистичное удовольствие, которые доставляет забота о детях. Но люди забывают мудрое высказывание Адама Смита, который говорил: "Главная часть человеческого счастья возникает из понимания того, что тебя любят".