Сначала Mittal Steel, теперь "Роснефть". На вопросы об уровне корпоративного управления компании часто отвечают назначением в правление тяжеловеса со стороны. Ханс-Йорг Рудлофф (Hans-Joerg Rudloff), председатель банка Barclays Capital, давний друг России и влиятельное лицо на европейских рынках капитала, похоже, повторяет эту закономерность. Но сможет ли он успокоить критиков "Роснефти"?
Один из законных вопросов - степень его независимости, учитывая роль Barclays как кредитора российской энергетической компании. Наложение интересов не идеальное, но по российским стандартам вполне приличное. Существует также опасность слишком формального подхода к определению независимости, который исключает любого, кто владеет непосредственным знанием бизнеса, или не принимает во внимание важные противоборствующие интересы членов правления.
Так, Уоррен Баффетт (Warren Buffett) недоволен активистами, воспрепятствовавшими повторному выдвижению его кандидатуры в совет директоров компании Coca-Cola на том основании, что его бизнес-империя Berkshire Hathaway включает сеть ресторанов, являющуюся крупным закупщиком безалкогольных напитков. В данном случае, указывает Баффетт, принадлежащий ему большой пакет акций Coca-Cola является более чем достаточным противовесом, гарантирующим, что он будет действовать в интересах инвесторов.
Точно так же и связь Рудлоффа с кредитором "Роснефти" может оказаться не такой опасной, как кажется. Можно, конечно, сказать, что советы директоров должны защищать интересы акционеров в отношениях с кредиторами, но и у тех, и у других налицо существенное наложение интересов в плане достижения высокого уровня корпоративного управления.
____________________________________________________________
Открытая подписка на акции "Роснефти" это не что иное, как финансирование ГУЛАГа ("The Financial Times", Великобритания)
Сказать 'нет' 'Роснефти' ("The Financial Times", Великобритания)
Джордж Сорос: IPO "Роснефти" - быть или не быть? ("The Financial Times", Великобритания)
Акции 'Роснефти': соблазнительно, но боязно ("Business Week", США)