Большие и маленькие страны сопротивляются основанной на запугивании внешней политике президента Буша (Bush), и объединяются в союзы, чтобы противостоять американской супердержаве. Очередным примером тому может стать Шанхайская Организация Сотрудничества - региональное объединение, рассматривающее прием Ирана в свои ряды.
Администрация Буша сделала вид, что она проигнорировала прошлогодний саммит этой организации, на котором ее члены - Китай, Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизстан - призвали Соединенные Штаты вывести войска, размещенные в Средней Азии для ведения войны, в результате которой был свергнут режим талибов в Афганистане. Однако на прошлой неделе на встрече министров иностранных дел стран - членов организации, состоявшейся в Шанхае, обсуждался вопрос принятия четырех новых членов: Индии, Пакистана, Монголии и Ирана. После встречи министр иностранных дел России Сергей Лавров объявил, что воинственный президент Ирана Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) посетит саммит организации, который состоится 15 июня в Шанхае и на котором будут также присутствовать лидеры Китая, России и четырех среднеазиатских государств. Администрация Буша должна обратить на это внимание.
Принятие Ирана в Организацию в тот самый момент, когда эта страна игнорирует требования Международного Агентства по атомной энергии - а также когда Россия и Китай блокируют усилия Соединенных Штатов, направленные на то, чтобы Совет Безопасности ООН одобрил санкции против Ирана - означает тектонический сдвиг в геополитике. Это не просто действия по улучшению взаимоотношений Китая и России с Ираном. Также не является это просто маневром для защиты Ирана как продавца энергоресурсов Китаю и покупателя российских атомных станций и обычных вооружений.
Прием Ирана в Организацию будет означать важный новый этап стратегического сотрудничества между Россией и Китаем. Целью этого сотрудничества является придание видимой формы совместной политике сопротивления Америке, которую власти в Пекине и Москве считают агрессивной и стремящейся к господству.
По иронии судьбы, президент Буш обещал не допустить именно этого. Доктрина национальной безопасности, озвученная Бушем и государственным секретарем Кондолизой Райс (Condoleezza Rice), основывается на стремлении не позволить какой-либо группе стран бросить вызов Соединенным Штатам. Создав настолько мощные вооруженные силы, что никакая группа государств не сможет и надеяться им противостоять - а также продемонстрировав желание держаться в стороне от ограничивающих свободу действия международных договоров и обязательств - сторонники жесткой линии из администрации планировали запугать всех потенциальных соперников до такой степени, чтобы они просто смирились с диктатом Вашингтона.
Однако спустя пять лет проб и ошибок становится понятно, что доктрина Буша имеет обратный эффект. Вместо того, чтобы вызывать страх и повиновение, политика, проводимая вице-президентом Диком Чейни (Dick Cheney) и другими ястребами из администрации, побуждает страны Евразии, Ближнего Востока и Латинской Америки стремиться к сотрудничеству для борьбы с гегемонией США.
Расширение Шанхайской организации будет самым выразительным коллективным ответом на зачастую самонадеянные попытки американской администрации править миром. Это должно побудить Буша пересмотреть суть его провокационной доктрины.
Принятие новых членов, рассматриваемое министрами иностранных дел ШОС, не только сведет вместе крупных экспортеров нефти и газа, Россию и Иран, с быстрорастущими потребителями энергоресурсов, Китаем и Индией. Оно также сделает Иран членом региональной организации по обеспечению безопасности, четыре члена которой являются признанными ядерными государствами.
Вступление Ирана в Шанхайскую Организацию Сотрудничества сделает сторонников жесткой линии из Тегерана еще непримиримее по отношению к усилиям США и Европы, направленным на то, чтобы заставить Иран отказаться от стремления стать обладателем ядерного оружия. Кроме того, расширившаяся организация станет клубом, в котором преобладают недемократические государства, за исключением Индии и Монголии. Российские официальные лица, недовольные тем, что западные организации наблюдают за выборами в бывших советских республиках, уже заявили о планах проведения Организацией собственного мониторинга выборов в регионе.
Ситуация не должна была складываться подобным образом. После событий 11 сентября Китай и Россия были готовы сотрудничать с Вашингтоном в деле свержения режима талибов в Афганистане и всемирной борьбы с "Аль-Каидой" и ее дочерними организациями. Однако Буш и Чейни неоднократно поступали так, как будто они могут игнорировать интересы и чувства своих партнеров по контртеррористической борьбе, не опасаясь вызвать негативную реакцию. Недавний выпад Чейни против России и отказ Буша дать в честь президента Китая Ху Цзиньтао (Hu Jintao) престижный государственный обед, чего тот, как известно, желал, являются одними из последних примеров ненужных оскорблений. Россия и Китай, возможно, и заслуживают критики, однако не стоит их подталкивать к альянсу с Ираном против Соединенных Штатов.
Если что-то и может быть обнадеживающим признаком того, что администрация проявляет хотя бы толику реальной умеренности во внешней политике, то это план проведения переговоров о мирном договоре с Северной Кореей, который должен стать для Пхеньяна побудительным мотивом для отказа от его ядерной программы. Проведение реальных переговоров, предусматривающих взаимные уступки, с небольшими государствами может показаться супердержаве унизительным, однако Буш с самого начала обещал придерживаться скромности при управлении государством. Если бы он придерживался своего обещания, он бы не настроил такую значительную часть мира против Америки.