В российской экономике происходит что-то странное. С 1999 года она показывает выдающиеся темпы роста - почти 7 процентов в год, причем практически весь этот рост приходится на частный сектор и не только на такие отрасли, как возродившиеся нефтяная промышленность и металлургия, но также потребительский сектор и строительство. Для того, чтобы это началось, понадобилось, чтобы после приватизации прошло несколько лет, потому что запаздывали другие рыночные реформы, а новым владельцам собственности необходимо было время, чтобы укрепить свои права.
Совсем не то происходило в государстве. Государство мало чему научилось, и сейчас провал следует за провалом. Сегодня в большинстве областей деятельности государства, будь то правоохрана, вооруженные силы, здравоохранение, образование, администрация или коммунальная инфраструктура, сложилась совершенно нездоровая ситуация, причем у всех этих проблемных отраслей один общий знаменатель - они находятся в собственности государства.
В таких условиях разумная и ответственная система государственного управления развивается по двум связанным между собой направлениям: наращивает темпы приватизации, а в государственном секторе проводит всесторонние реформы. И надо признать, что до 2003 года государство именно этим и занималось. Однако в последние три года все реформы были остановлены, и эта ситуация, скорее всего, не изменится до окончания президентского срока Владимира Путина.
В это трудно поверить, но в России в огромных масштабах разворачивается поглощение успешных частных компаний неэффективными государственными. По данным Европейского банка реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development), доля валового внутреннего продукта, даваемого частными компаниями, в прошлом году упала с 70 до 65 процентов.
Самые яркие акты ренационализации прошли в нефтяной отрасли. С 1987 по 1996 год старые государственные корпорации благодаря плохому менеджменту и всепроникающей криминализации умудрились снизить объем добычи российской нефти вдвое. К счастью, инсайдеры рынка в конце концов успешно приватизировали крупные нефтяные компании 'Лукойл' и 'Сургут', после чего там начался некоторый экономический подъем, хотя положение других компаний оставалось довольно мрачным. Российское правительство, понимая, что необходимо срочно что-то предпринимать, успешно приватизировало несколько наиболее криминализированных компаний, отдав их в руки молодых бизнесменов, не имевших связей с отраслью.
К 1999 году в частных руках находилось уже 90 процентов нефтяной промышленности, и в последующие пять лет, по мере того, как уже работающие старые российские месторождения осваивались с помощью западных технологий и специалистов, объемы добычи нефти стали расти экспоненциально - каждый год на 8,5 процентов. В то же время стали расти и мировые цены на нефть, и государство, облагая нефтяные компании все более высокими налогами, начало наполнять казну.
К 2000 году "ЮКОС" уже платил 6 миллиардов долларов налогов - в 1995 году, когда его приватизировали, никто не думал, что он по стоимости бизнеса доберется до такой цифры, - тем самым доказав, что легализация и разумная налоговая политика в конечном счете дают намного больше, чем национализация. Параллельно повышалось и качество корпоративного управления. Вновь приватизированные компании тепло встречали на фондовом рынке, ожидавшем также обещанной приватизации компаний 'Роснефть' и 'Зарубежнефтегаз'.
И вот, хотя приватизированная экономика переживала такой бум, какого у нее не было никогда, в 2003 году началась ренационализация. Частная нефтяная промышленность подверглась этой опасности не потому, что не смогла справиться со своими задачами, и не потому, что допускала незаконные действия, но потому, что была успешной и прозрачной. Первым заметным актом ренационализации стала покупка 'Роснефтью' небольшой нефтяной компании 'Северная нефть' в начале 2003 года. Причем тогда 'Роснефть' заплатила 600 миллионов долларов за активы, всего за два года до того купленные всего за семь миллионов.
Самой же крупной ренационализацией стал захват 'Роснефтью' "ЮКОСа". Этот процесс, не завершившийся до сих пор, начался летом 2003 года: правительство начало систематическое разрушение компании путем беззаконных преследований и налогов, граничивших с конфискацией. Вскоре 'Роснефти' достанется то, что останется от "ЮКОСа".
В сентябре же началась совершенно другая ренационализация. Государственная компания 'Газпром' приобрела у дружного с Кремлем бизнесмена Романа Абрамовича, у которого при всем этом хватает ума жить в Великобритании, компанию 'Сибнефть', заплатив за принадлежавший Абрамовичу контрольный пакет высокую рыночную цену в 13 миллиардов долларов.
Поскольку из-за преследований государственных органов менеджмент "ЮКОСа" не имел возможности эффективно управлять компанией, в ней начали падать объемы инвестиций и добычи. В деятельности 'Сибнефти' также наступил долгий перерыв, в результате чего добыча сократилась. В свою очередь, и 'Роснефть' мало инвестировала в добычу, потому что тратила все деньги на новые приобретения. Остальные крупные частные компании, 'ТНК-ВР', 'Лукойл' и 'Сургут', осознали, что инвестировать слишком много или слишком быстро наращивать добычу стало опасно - и тоже остановились на скромных темпах роста. В 2005 году темп роста уровня добычи нефти упал до 2,7 процента, причем весь этот рост пришелся на расширение добычи тройкой крупных частных компаний. На текущий год правительство прогнозировало рост всего на 2 процента, однако за первые четыре месяца года в годовом исчислении он составил всего 1,7 процента. Судя по всему, приближается стагнация.
Государство могло бы положить конец этому непрекращающемуся саморазрушению легко и быстро, начав новую приватизацию. Частные компании нужны России, например, для того, чтобы разрабатывать новые 'трудные' месторождения, которые уже долгое время оказываются не по зубам государственным. Но этого не ожидается. Говорят, что 'Роснефть' планирует купить еще одну частную компанию - 'Сургут'.
Хотя 'Роснефть' отнюдь не блещет производственными показателями, она готовит международное открытое первичное предложение своих акций, после которого лучше всех себя будут чувствовать ее менеджеры, которым акции достанутся по льготной цене.
Ренационализация нанесла удар еще по одному ключевому сектору экономики - банковской системе. Здесь пять крупных государственных банков активно скупают небольших конкурентов. Время от времени их 'набеги' сопровождаются лживыми кампаниями в прессе, обысками в банках и обвинениями в отмывании денег. В результате в банковском секторе сохраняется доминирование государства, а соотношение совокупной денежной массы к объему ВВП примерно на 10 процентных пунктов меньше, чем на в целом менее развитой Украине, где в экономике доминируют и процветают частные банки.
Казалось бы, на нынешней стадии развития России в стране должна быстро развиваться автомобильное производство. Правда, здесь могли потребоваться немалые вложения со стороны международных компаний. Но, хотя крупнейшие производители и объявили о планах размещения в стране производственных заводов, этим проектам чинятся разнообразные преграды, а там временем гигантом 'АвтоВАЗом', который до сих пор не был реструктурирован, завладел 'Рособоронэкспорт'. Теперь 'АвтоВАЗ' начнет получать огромные государственные субсидии, которые будут и далее стоять на пути развития автомобильной промышленности России.
Началось возрождение некоторых компаний в секторе тяжелого машиностроения - ярким примером здесь может служить 'Уралмаш', - однако материнская компания 'Уралмаша' ОМЗ оказалась продана, непонятно почему, 'Газпрому'. Другую нормальную частную корпорацию 'Силовые машины' продали 'Единым энергосистемам', добавив 'ЕЭС' очередную порцию непрофильных активов.
В непомерно раздутой авиапромышленной отрасли некоторым небольшим частным компаниям удалось обиться определенных успехов, но теперь им предстоит слияние с крупными и медленно умирающими государственными предприятиями в огромную корпорацию AiRUnion, три четверти акций которой будут находиться в руках государства (скорее всего, автор имеет в виду Объединенную авиастроительную корпорацию. AiRUnion - это объединение пяти российских авиаперевозчиков - прим. перев.). И нет никаких сомнений в том, что 'выскочки-вундеркинды' будут вытеснены крупными госкомпаниями, как бы плохо те ни работали, потому что на их стороне будут государственные субсидии.
Подобные тенденции распространяются в среде российского крупного бизнеса со всевозрастающей скоростью. У владельцев некоторых из покупаемых компаний есть друзья в Кремле, и им за них хорошо платят. Другим, у кого близких отношений с Кремлем нет, платят мало, но они все равно продают свои компании из страха закончить так же и там же, где и бедный Михаил Ходорковский.
Как показывают все вышеприведенные примеры, государство совершенно не заинтересовано в достижении каких-либо структурных результатов. Ренационализация движется вперед под напором интересов некоторых госчиновников, забирающих под себя все больше власти и богатства. Правительство даже объявляет о своих шагах лишь тогда, когда они уже сделаны, не пытается их как-то популяризировать, и, судя по всему, нынешняя национализация не продиктована никакой социалистической идеологией.
В январе во время ежегодной пресс-конференции Путин сказал:
- У нас около десятка достаточно крупных частных нефтяных компаний: Никто не собирается их национализировать, никто не собирается вмешиваться в их деятельность. Они будут развиваться в соответствии с условиями рынка как частные компании. Я думаю, что такой баланс наиболее оправдан для сегодняшней российской экономики, включая и активное участие наших иностранных партнеров и акционеров.
А сейчас уже издан новый законопроект, в котором указан список из 39 стратегических отраслей, где Кремль хочет обеспечить себе господствующее положение. Ренационализация следует своим курсом.
Если в пользу ренационализации нет приличных аргументов, от нее вряд ли можно ждать положительных результатов.
Андерс Аслунд - старший научный сотрудник вашингтонского Института международной экономики (Institute for International Economics).
____________________________________________________________
Андерс Аслунд: Соблазн неоимпериализма для России ("Le Figaro", Франция)
Андерс Аслунд: Закат Путина и ответ Америки ("Carnegie Endowment", США)