Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Газ: пути, пролегающие далеко от Москвы

Энергетика. Следующей зимой Центральная и Западная Европа могут вновь столкнуться с трудностями в получении российских энергетических ресурсов. Причиной этого, возможно, окажутся политические обстоятельства

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В преддверии лета, когда велика вероятность того, что в Европе вновь будут побиты рекорды температур и засушливости, воспоминание об энергетических сложностях прошедшей зимы, кажется, потускнели. Многие страны были вынуждены дрожать над каждой каплей газа, выделяемого предприятиям и населению, в особенности в центральной и восточной части Европы, но также и в Италии. Это было вызвано сокращением поставок из России. . .

Через несколько недель в Вене будет основана компания, связанная с трубопроводом 'Набукко', который доставит из Турции в Австрию ближневосточный метан

В преддверии лета, когда велика вероятность того, что в Европе вновь будут побиты рекорды температур и засушливости, воспоминание об энергетических сложностях прошедшей зимы, кажется, потускнели. Многие страны были вынуждены дрожать над каждой каплей газа, выделяемого предприятиям и населению, в особенности в центральной и восточной части Европы, но также и в Италии. Это было вызвано сокращением поставок из России, отчасти вызванным обострением внутреннего спроса из-за беспрецедентных морозов. Однако причины, спровоцировавшие чрезвычайное положение, так и не были устранены. Более того, существует достаточно оснований полагать, что будущая зима может оказаться еще тяжелее, чем прошедшая. И что 'война за поставки' стала неотвратимой для Европы, которая удовлетворяет за счет газа четверть своих энергетических потребностей (в случае Италии этот показатель равен 36%).

Монополист

Россия оказывается в самом центре этого противостояния, поскольку 25-26% газа, потребляемого в Европе, происходит из российских месторождений. В прошлом году речь шла о поставках объемом в 153 млрд. кубометров. Еще одна причина заключается в том, что Москва посредством являющегося монополистом в этой области 'Газпрома', 51% акций которого вернулись под государственный контроль, оказывает все нарастающее давление, стараясь проникнуть на крайне рентабельный потребительский рынок ЕС и давая при этом понять, что отказ от ее предложений грозит сказаться на графике поставок. Это испытали на себе в январе-феврале Украина, Белоруссия, Болгария, Венгрия и Грузия.

Получается, что Европа, ничего не ведая и все забыв, прямым ходом двигается к пропасти, в которой вновь будут закручиваться газовые вентили? Не совсем так. Или, по крайней мере, не в краткосрочной перспективе. По мнению главы представительства Еврокомиссии в Москве Марка Франко, Европа может еще разыграть очень сильную карту. При нынешнем расположении газопроводов у 'Газпрома' есть единственный и неизбежный покупатель его экспортной продукции, а именно - Евросоюз. А угроза (она же шантаж) предоставить в будущем газ восточным потребителям (Китаю, Японии, Корее), для того чтобы стать действенной, требует, прежде всего, сооружения соответствующих газопроводов. На работы по их строительству потребуется не менее 6-8 лет, не считая инвестиций в десятки миллиардов долларов для каждой магистрали.

Таким образом, монополистическое преимущество России может обернуться ее слабостью - при условии, что Европа в тот промежуток времени, который потребуется странам азиатского Востока, чтобы превратиться в серьезную силу, определяющую спрос, продолжит поиск конкретных альтернатив своей слишком сильной зависимости от России.

Ключевой фактор в этой проблеме (и Евросоюз должен как можно скорее отдать себе в этом отчет) состоит в том, что экспорту 'Газпрома' чем дальше, тем сложнее удовлетворить европейский спрос. Спрос растет на 2-3% в год, а экспорт - едва лишь на 1%. За 2006 год, с учетом сложной зимы, показатели российского экспорта впервые могут упасть с 155 до 150 миллиардов кубометров. Прогнозы на будущие годы также не внушают оптимизма, несмотря на огромные запасы: как считает авторитетное издание Petroleum Economist, притом, что наблюдается рост внутреннего спроса, добыча в этом году достигнет 548 миллиардов кубометров, в 2010 году - 550-560 миллиардов, а в 2020-м - 580-590 миллиардов. Причина? Чрезмерное использование месторождений в Ямбурге, Уренгое и Медвежьем: спад их производительности с трудом компенсируется разведкой новых месторождений.

Следовательно, Европе надлежит как можно скорее искать пути решения в виде новых поставок и нового оборудования (газопроводов, газификационных установок), которыми можно будет пользоваться в самом ближайшем будущем. Если рассчитанный на 55 миллиардов кубометров ежегодно Североевропейский газопровод, который Германия начала прокладывать под Балтийским морем, исчерпывает возможности месторождений российского крайнего севера (Ямал, Тимман-Печора, в будущем - Штокман), альтернативой - помимо покупки сжиженного газа, объемы которого (40 миллиардов кубометров) равняются объемам пары-тройки газопроводов - остается импорт из Северной Африки, с Ближнего Востока и из среднеазиатских республик бывшего Советского Союза.

Разнообразные проекты

Проектов в этом направлении хватает: тут и третий газопровод, связывающий Италию с Алжиром через Сардинию (Galsi, мощностью в 8-10 миллиардов кубометров ежегодно), и газопровод, который соединит все тот же Алжир с Испанией (еще 8 миллиардов кубометров). Но наиболее стратегически важным представляется газопровод 'Набукко', который с 2011-2012 года соединит иранские месторождения (находящиеся на втором месте в мире по запасам газа), а также месторождения Казахстана, Узбекистана и Туркменистана (а при желании - также Египта и Ирака) с Австрией через Турцию и Балканы. Его протяженность составит 3 300 километров, а строительство обойдется, по предварительным оценкам, в 5 миллиардов долларов. По этой магистрали в Европу будет поступать сначала 8, а затем 25-31 миллиардов кубометров газа в год. Особенный интерес для Италии имеет ответвление длиной в 600 километров от Салоник до Отранто (стоимость строительства - 950 миллионов евро), которое позволит импортировать 4 миллиарда кубометров к 2010 году. За последующие два года этот объем можно будет удвоить.

Благодаря этому трубопроводу (межправительственное соглашение о его создании, которое станет основой для совместного предприятия газовых компаний пяти заинтересованных стран, будет подписано через несколько недель в Вене) юг, центр и восток Европы обретают конкретную возможность создания альтернативы российским поставкам. Если все сроки будут соблюдены, это произойдет как раз вовремя и позволит преодолеть те сложности с добычей, с которыми, по прогнозам, должна столкнуться Москва.