Пекин (UPI). Стратегическое партнерство между Китаем и Россией, сформировавшееся десятилетие назад как противовес американскому господству на мировой арене, сегодня крепнет.
Аналитики, отслеживающие развитие китайско-российского альянса, характеризуют события последней недели как скоординированную политику по основным дипломатическим вопросам, которая имеет своей целью способствование многополюсному мировому порядку. В то же время обе вышеназванные страны последовательно усиливают свои двусторонние связи.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров встретился со своим коллегой Ли Чжаосином (Li Zhaoxing), чтобы обсудить последние события на мировой арене, используя Пекин как платформу для жестких высказываний в адрес Вашингтона.
Назвав беседы с хозяином встречи во вторник "продолжительными и прагматическими", Лавров на пресс-конференции заявил, что обе страны выступают против санкционирования Организацией Объединенных Наций (ООН) применения силы с целью срыва ядерных амбиций Ирана и Северной Кореи.
Делая завуалированное предостережение администрации Буша (George W. Bush) против односторонних действий, Лавров заявил: "Мы сегодня подтвердили, что ни Россия, ни Китай не смогут поддержать возможную резолюцию Совета Безопасности ООН, которая бы содержала предлог для принятия принудительных, не говоря уже о военных, мер".
Осуждая попытки Соединенных Штатов изолировать Иран, Лавров заявил, что президент Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) приглашен на саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который состоится 15 июня с.г.
В этом году отмечается пятая годовщина существования этой региональной группировки, в которую входят среднеазиатские страны Казахстан, Киргизстан, Таджикистан и Узбекистан. Эта ассоциация, которая, как заявляют аналитики, в основном финансируется и управляется Китаем при поддержке России, является первым опытом Китайской Народной Республики (КНР) в строительстве регионального стратегического блока. Китайская стратегия расширения своего влияния имеет под собой в качестве основы доступ к энергоносителям и безопасность.
Китай использует свои крепнущие экономические мускулы для формирования более тесных связей с государствами - членами ШОС в области торговли и безопасности. Влияние этой группировки усиливается: в 2004 году ШОС даровала статус наблюдателя Монголии, а в 2005 году добавила к ней Иран, Пакистан и Индию. Ряд стран выражают заинтересованность в том, чтобы стать полноправными членами ШОС.
Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Китая Лю Цзяньчао (Liu Jianchao) во вторник отказался подтвердить, принял ли Ахмадинежад это приглашение, заявив, что ШОС будет "уважать принятое странами-наблюдателями решение по поводу того, кого они предпочитают направить на саммит ШОС".
Лю уклонился от прямого ответа на вопрос об увеличении числа членов ШОС. Он заявил, что эта тема обсуждалась на встрече министров иностранных дел ШОС в понедельник, где были рассмотрены "несколько формальных и неформальных заявок" на вступление в ШОС. Пресс-секретарь сказал, что в настоящее время изучается "правовая основа для расширения числа членов ШОС".
Лавров сообщил репортерам, что, помимо ядерной дипломатии и ШОС, Китай и Россия также согласились координировать свои действия в отношении Ирака, Афганистана и реформы ООН.
Во время своей встречи с российским министром иностранных дел во вторник китайский президент Ху Цзиньтао (Hu Jintao), как сказано в государственных средствах массовой информации (СМИ), выразил надежду на то, что обе стороны "усилят двустороннее сотрудничество в осуществлении крупных проектов, касающихся экономических и торговых вопросов, в том числе энергетики, инвестиций и технологий, чтобы получить быстрые результаты".
Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Китая заявил в четверг, что "энергетическое сотрудничество должно ускорить развитие всеобъемлющих отношений (с Россией)", назвав его "важной составляющей их взаимодополняющих экономик".
Лю заявил, что Китай "удовлетворен" сотрудничеством с Россией по энергетическим вопросам, упомянув, что поставки российской сырой нефти в 2005 году превысили 10 млн. т, и что текущая работа, связанная со строительством трубопроводов для перекачки нефти и природного газа "является одним из способов укрепления взаимного доверия и выгодна обеим сторонам".
Хотя во время визита Лаврова никакого прогресса в энергетике достигнуто не было, он сказал, что "двусторонние отношения достигли беспрецедентных уровней с момента встречи между Ху и Владимиром Путиным". Он отметил, что два президента снова встретятся на саммите ШОС в июне, затем на саммите Группы Восьми (G-8) в Санкт-Петербурге в июле, а после еще раз на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) нынешней осенью.
Во время визита Лаврова в Китай произошло несколько малозаметных, но очень важных событий, которые призваны шаг за шагом улучшать двусторонние связи.
Во-первых, было подписано соглашение о восстановлении моста через реку Аргунь, являющегося одним из трех мостов на реках, образующих общую границу протяженностью почти 2700 миль, которая пока не до конца определена. С 1991 года обе страны сумели разрешить свыше 98% своих пограничных споров. Лю сказал, что оставшиеся нерешенными пограничные споры "тщательно обсуждены", и соглашение об окончательной демаркации границы будет подписано в 2007 году.
Другим событием стало создание рабочей группы по иммиграции. На редконаселенном российском Дальнем Востоке существуют опасения, что Китай со своим огромным населением имеет планы аннексировать территорию, а первым шагом в направлении этой цели являются нелегальные иммигранты, прибывающие сюда в поисках работы.
Лю пытался успокоить эти страхи, говоря, что его страна "твердо выступает против нелегальной иммиграции в Россию и в другие страны". Он добавил, что рабочая группа займется вопросами администрирования и координации деятельности на российско-китайской границе.
"Нет нужды тревожиться по поводу подобной угрозы", - сказал пресс-секретарь.