'Бракоразводный процесс' между Сербией и Черногорией принесет пользу только производителям мяса, вина и сыров в обоих государствах. Для всех остальных производителей, как считают экономисты, разницы между 'вчера' и 'завтра' практически не будет. Ни сербская экономика не почувствует нехватки товаров из бывшего члена СиЧ, ни черногорцы не станут 'экономически' жалеть об отделении.
Причиной такого рыночного равнодушия является то, что обе экономические системы уже давно функционируют раздельно. За это они неофициально высказались еще в 2002 году, когда на переговорах по объединению рынков Сербия и Черногория никак не могли согласовать уровень таможенных пошлин для двух десятков продукции сельского хозяйства.
- Проблема может возникнуть в случае, если Черногория продолжит ввозить много, а вывозить мало, и не сможет справиться с увеличением дефицита торгового баланса, - считает Юрий Баец, профессор экономического факультета Белградского университета.
- Самостоятельность Черногории может обернуться отрицательными последствиями, и если доходы от туризма, а также зарубежные инвестиции не дадут достаточного количества средств, что станет причиной роста внешней задолженности. Каждый пятый работоспособный житель Черногории является безработным, а более 20 процентов жителей проживают за чертой бедности, так что проблемы, с которыми сталкиваются как Сербия, так и Черногория, во многом похожи. Преимущество черногорцев заключается в том, что они решили проблему инфляции, которая в 2005 году не превысила в республике 10 процентов. Но это - свойство 'малой' экономической системы и, вообще, 'малого' государства, - добавил Баец.
По мнению профессора, Сербия в результате отделения Черногории ничего не потеряет. В процентном соотношении, и по количеству населения, и по объему валового продукта, в сообществе СиЧ доля Сербии составляла 93 процента, в то время как соседям оставалось всего лишь 7 процентов. В настоящий момент, ключевым для Черногории является разработка правильной стратегии развития. Баец искренне верит, что через несколько лет, несмотря на возникшие границы, пути Сербии и Черногории снова пересекутся, так как оба государства твердо намерены двигаться в одном направлении - в единую Европу.
Мирослав Прокопиевич, директор белградского Центра за свободный рынок также утверждает, что 'развод' окажется не столь безболезненным для экономик Сербии и Черногории, как это может показаться на первый взгляд.
- Если не будет какого-либо бойкота с одной или с другой стороны, существенных изменений в худшую сторону не ожидается. Конкурентоспособные отрасли Сербии и Черногории на рынках друг друга немного повысят свою прибыль. В основном, речь идет о производстве напитков, мяса и других продуктов, но это окажет влияние и на ситуацию в целом. Не повезет студентам, которые проходили обучение в соседних государствах. Подорожает и лечение.
Прокопиевич добавил, что Сербия стратегически все-таки была важнее для Черногории, чем Черногория для Сербии. В пользу этого говорят и данные промышленных палат Сербии и Черногории. За прошлый год объем товарооборота в Черногории составил 1,4 миллиарда евро, где на долю экспорта пришлось всего 408 миллионов евро. Больше всего республика вывозила алюминий - вывоз этого металла составил 40,8 процентов всего черногорского экспорта. А ввозили больше всего живой скот. В импорте Черногории доля Сербии составляет 28,5 процентов, затем идет Германия с 9,6 процентами и Италия с 9,1 процентом. Сербия лидирует в списке стран, куда направляется черногорский экспорт. В прошлом году в Сербию было ввезено черногорских товаров на сумму 155,4 миллиона евро.
Средняя заработная плата в Черногории в феврале составила 230,28 евро в месяц без налогов.
Все движимое и недвижимое имущество, скорее всего, будет поделено по территориальному принципу, считает Игорь Йовичич, генеральный секретарь Совета министров Сербии и Черногории. Это означает, что все, что в момент разделения находилось в Сербии, там и останется, и наоборот - все, что находилось в Черногории, останется в республике. Вместе с тем, весьма непросто будет оценить объем недвижимости, которая использовалась ведомствами государственного сообщества Сербии и Черногории, а также количество и стоимость оборудования и машин, которые считались совместными.
- Работу значительно облегчает то обстоятельство, что в Конституционной хартии СиЧ предусмотрен так называемый территориальный принцип. Вообще, этот вопрос следовало бы урегулировать Законом об имуществе государственного сообщества. И хотя на 90 процентов упомянутый закон уже готов, к сожалению, пока он не принят, - объяснил Йовичич.