Уже сама повестка дня дает понять действующему председателю Совета Вольфгангу Шюсселю (Wolfgang Schuessel) и председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу (Jose Manuel Barroso) значение, которое в настоящее время придают ЕС в Москве. Для беседы с российским президентом Владимиром Путиным обоим политикам отводится всего полтора часа. "Ужасно", говорили по поводу столь ограниченного времени, отведенного для встречи в верхах, дипломаты ЕС. Ведь на повестке дня стоят такие вопросы, имеющие всемирно-политическое значение, как Ирак, Иран, Ближний Восток и, разумеется, тема номер один - энергоносители.
Однако Россия в настоящее время и без того не заинтересована в детальном обсуждении вопросов, связанных с энергетикой. Ведь Путин именно сейчас по-новому выстраивает экономику и внешнюю политику огромной страны с громадными месторождениями сырья и энергоносителей.
Если экспроприация бывшего олигарха, владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского, рассматривалась еще как личная ошибка Путина, то, как выразился министр экономики Австрии Мартин Бартенштайн (Martin Bartenstein), кратковременное прекращение поставок газа Украине, явилось "звонком", который нельзя было не услышать. Россия рассматривает поставки энергоносителей в качестве инструмента для реализации своих интересов и для скорейшего возвращения утраченного статуса великой державы.
"Россия не может отказаться от ЕС"
ЕС, наверняка, услышал этот "звонок", но, видимо, неправильно его истолковал. Поскольку в тот момент, когда Россия уже заключает договора с Китаем и обещает его громадной экономике огромные объемы газа с месторождений, за счет которых до сих пор обеспечивались потребности Европы, ЕС продолжает уповать на то, что Союз потребляет 75 процентов российского газа и нефти, а потому является важнейшим их покупателем. "Россия не может отказаться от ЕС, говорят в кругах Еврокомиссии в Брюсселе. При этом упускается из виду, что быстро развивающиеся страны с переходной экономикой, такие, как Китай, Индия или Бразилия, уже добиваются российского сырья.
А время работает на Путина. Мировое потребление энергоносителей драматически растет, их запасы таким же драматическим образом тают.
Останется ли Россия "надежным поставщиком" и в будущем, как это постоянно подчеркивает министр энергетики Виктор Христенко, видимо, будет в скором времени полностью зависеть от ЕС, одних денег будет уже недостаточно. Политические уступки - в одном, экономические - в другом, и газ пошел. То, что Россия уже давно действует не с равных позиций, свидетельствует требование об участии могущественного "Газпрома" в капитале европейских компаний. Это громадное национализированное предприятие хочет прорваться на потребительский рынок ЕС, в ином случае как говорят в Москве, могут возникнуть "проблемы с поставками". Но компании стран ЕС взамен не могут участвовать ни в капитале "Газпрома", ни в капитале компаний, работающих в российском энергетическом секторе.
Если ЕС не хочет все больше и больше оказываться в такой зависимости, то помочь ему способны лишь переговоры с позиции силы. А это значит, необходимо форсировать разработку альтернативных источников энергии, в том числе, надо использовать атомную энергию. Даже если это дается с трудом.